Отечественное производство пока не способно полностью обеспечить запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной стеклянной таре. Частично спрос на потребительскую упаковку и транспортную тару удовлетворяется за счет импортных поставок (по разным источникам, от 10 до 30% — в зависимости от вида тары).
Пик ввоза стеклотары в Россию, по данным таможенной статистики внешней торговли РФ, пришелся на 1997 год ($ 82,75 млн., или 0,2% от общего объема импорта). Финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, привел к существенному уменьшению ввоза всех зарубежных товаров, включая тарное стекло. В 1998 году, по данным ГТК (без учета поставок из Республики Беларусь), импорт России по сравнению с 1997 годом снизился на 17,9%, а объем ввоза только стеклотары уменьшился в 1,28 раз. В 1999 году, по сравнению с 1998 годом, объем импорта рассматриваемой зарубежной продукции сократился более чем в 1,3 раза.
Сравнение объемов импорта в первом и втором полугодиях 1998 года показали сокращение ввоза стеклотары в 1,7 раз (с $ 40,7 млн. до $ 24,2 млн.), а в 1999 году — наоборот, увеличение в 1,9 раза. Минимальный объем импорта рассматриваемой продукции соответствовал первому полугодию 1999 года ($ 16,6 млн.). В первом полугодии 2000 года в Россию было ввезено стеклотары на сумму $ 34,22 млн., что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В целом рынок зарубежной стеклотары сократился и претерпел изменения ассортимента в сторону более дешевой. Так в 1999 году по сравнению с 1997 годом объем импорта стеклотары в стоимостном выражении сократился в 1,7 раза (с $ 82,74 млн. до $ 48,87 млн.), а в натуральном выражении — только в 1,3 раза (с 922,89 млн. шт. до 707,55 млн. шт.). За рассматриваемый период времени максимальный объем импорта в денежном выражении соответствовал второму полугодию 1997 года ($ 45,3 млн., 482,82 млн. шт.). Сравнение объемов импорта в первом полугодии 2000 года со вторым полугодием 1997 года показало, что в денежном выражении произошло сокращение объемов импорта на 30%, а в количественном, наоборот, увеличение на 10%.
За рассматриваемый период времени Россия ввозила относительно большой ассортимент стеклотары (по классификатору ТНВЭД — товарная группа 7010). Основную часть импорта, как в денежном, так и в натуральном выражении, составляли бутылки для напитков и банки для пищевых продуктов. Анализ поставок стеклотары за последние три года показал, что доля бутылок и банок емкостью более 0,33 л, но менее 1 л (в таблице и на гистограмме данный товар обозначен №1) составила 63,9-73,7% от всего объема импорта в денежном выражении. Много меньше закупалось стеклотары емкостью более 0,15л, но менее 0,33 л (№2 — 15,0-8,9%), менее 0,15л (№3 — 9,9-11,6%) и более 1 л (№4 — 3,6-2.8%). Из всего ассортимента перечисленной тары в прошлом году значительно увеличилась доля недорогих банок емкостью 0,25 л и бутылок — 0,33 л в основном за счет увеличения поставок дешевой тары из Украины и сокращения более дорогой продукции из Финляндии. Объем импорта данной тары в 1999 году по сравнению с 1997 годом сократился в стоимостном выражении в 2,9 раза, а в натуральном — в 1,6 раза. Поставки в РФ стеклотары емкостью более 1 л претерпели наибольшие сокращения в количественном выражении. Так в 1999 году по сравнению с 1997 годом объем импорта банок и бутылок для напитков емкостью более 1 л (№4) в стоимостном выражении сократился в 1,9 раза, а в натуральном — в 3,7 раза.
Доля стеклянных ампул (№5) в обще объеме импорта составляла 7,3-6,6%. В 1999 году по сравнению с 1997 годом закупки ампул сократились в 1,9 раза по стоимости и в 1,3 раза по количеству. На протяжении всего периода наименьший удельный вес в импорте стеклотары (0,3%) cоставляли стеклянные крышки и аналогичные стеклянные изделия для посуды (№6). Доля недорогой продукции в этой группе товаров стала преобладающей. Так в 1999 году по сравнению с 1997 годом объем импорта стеклянных крышек и пробок в натуральном выражении увеличился в 2,8 раза, а стоимостном — сократился в 1,8 раза.
Если рассматривать весь ассортимент зарубежной стеклотары, то в течение 1997 года Россия ввозила данные товары из 44, а в 1999 году — из 48 стран дальнего и ближнего зарубежья (см. рис. 4).
В 1997 году на российском рынке лидирующее положение занимала тара, произведенная в Финляндии, Германии и Польше, а из стран ближнего зарубежья — в Молдове. В прошлом году по сравнению с 1997 годом при абсолютном снижении объемов ввоза стеклотары увеличилась доля более дешевой тары из Польши и Украины. В первой половине текущего года РФ закупала стеклянную тару, произведенную в 42 странах, из которых Украина и Польша еще сильнее укрепили свои лидирующие позиции на российском рынке по сравнению с 1999 годом. Одновременно сократился ввоз более дорогостоящей тары из Германии до 7% (против 13% в 1999 годом) и Финляндии до 5% (против 18% в 1999 годом).
В течение 1999 года стеклянную тару импортировали немногим более 600 фирм из 52 регионов России (для сравнения, в 1997 году — 560 фирм из 60 регионов). По затратам на зарубежную тару лидировали Москва с областью (40%, в 1997 году — 31%), Санкт-Петербург (16%, в 1997 году— 19%) и Калининградская область (15%, 1997 году — 4% от всего объема импорта). С января по июнь 2000 года стеклотару закупали 450 фирм из 46 регионов РФ. Объем ввоза данной тары в московский регион сократился до 24%, в Санкт-Петербург составил 17%, а в Калининградскую область увеличился до 20% от всего объема импорта в стоимостном выражении.
Следует отметить также Калужскую область, доля которой в общем объеме импорта увеличилась с 1 % в 1997 году до 8% в 1999 году и до 16% в первой половине 2000 года.
Лидерами по закупкам зарубежной тары были и остаются компании, связанные с изготовлением ликероводочной и пивобезалкогольной продукции, предприятия парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
В течение последних лет для рынка стеклотары характерно превышение импорта над экспортом более чем в 5 раз в стоимостном выражении и в 1,3 раза в натуральном. Связано это с меньшей себестоимостью производства стеклянной тары в РФ в долларовом исчислении.
В 1999 году Россия продала 546,65 млн. шт. стеклянной тары на сумму $ 8,95 млн. (в 1999 году — 690,81 млн. шт. на $ 15,62 млн.). В первой половине текущего года объем экспорта составил 263,24 млн. шт. на сумму $ 6,04 млн. что в 1,4 раза больше по стоимости, чем за аналогичный период прошлого года. В ближайшие годы специалисты прогнозируют дальнейший рост экспорта качественных бутылок и банок отечественного производства.
Российская стеклотара продавалась в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, среди которых лидировали Казахстан, Украина и Франция. Немногим более половины вывозимой тары по количеству составляли ампулы медицинские, а по стоимости — бутылки емкостью 0,5 л. Среди отечественных производителей, экспортирующих свою продукцию в другие страны, следует отметить ЗАО «Камышинский стеклотарный завод» (Волгоградская обл.), ОАО «Красное Эхо» и ООО «Раско» (Владимирская обл.), ЗАО «Кавминстекло» (г. Минеральные Воды), ЗАО «Флакон: Москва-Париж» (Москва), ОАО «Стекольный завод им. 9 января» (Тверская обл.).
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail