В истории происхождения и производства папирос — мало фактов и много легенд. В СССР, например, имела широкое распространение легенда о том, что табачные фабрики имеют стратегическое значение: диаметр русских папирос якобы был 7,62 мм, поэтому станки для набивки их табаком можно использовать (в случае чего) для наполнения порохом гильз патронов самого распространенного калибра. Легенда не выдерживает критики. Во-первых, порох и табак — разные по свойствам продукты, наполнение ими гильз (патронных или папиросных) требует разного оборудования. Во-вторых, «калибр» папирос вовсе не такой.
Папиросы состоят из гильзы и набиваемого в нее табака, а чаще смеси табаков (на профессиональном сленге — мешки). Наружная оболочка гильзы — трубочка из папиросной бумаги — называется рубашкой, а сверток из более плотной бумаги, вставленный в рубашку, — мундштуком. Свободное от мундштука пространство, куда помещается табак, имеет название «курка». Чтобы табак не попадал внутрь мундштука, на его краю, обращенном в сторону курки, делается 4–6 насечек (зубцов), отогнутых внутрь мундштука. Масса 1 кв. м папиросной бумаги 15,5–16,5 граммов, толщина 22–26 микрон. Масса 1 кв. м бумаги для мундштуков 95–100 граммов, толщина 200 микрон. Папиросы имели три диаметра: 7,2; 8,2 и 8,8 мм. Соответственно использовалась папиросная бумага шириной 25, 28 и 30 мм. Допуск на отклонение диаметра гильзы: ±0,05 мм. Длина курки в зависимости от длины гильз составляла от 25 до 40 мм. Сортность папирос по последней советской классификации делилась на четыре класса. Класс первый имел длины: 105 мм, 95 мм, 92 мм, 85 мм (самые известные папиросы «Герцеговина Флор»). Класс третий: 92 мм («Казбек») и 85 мм («Любительские»). Класс пятый: 82 мм («Беломорканал») и 70 мм («Север»). Класс шестой: 82 мм («Волна») и 70 мм («Прибой»). Чем выше был порядковый номер класса папирос, тем ниже их цена.
Существует несколько отличий папирос от сигарет. Во-первых, при изготовлении папирос изготавливается гильза, затем в нее помещается табак. При изготовлении сигарет табак оборачивается бумагой. Продольный шов рубашки папирос зажимается «в замок», клей никогда не используется. Шов в сигаретах склеивается. Папиросы должны потухнуть, когда их не курят, и на них образуется слой пепла в 3–5 мм. Сигареты, даже самые дешевые, тухнут медленнее, а большинство сгорает полностью (до фильтра). Достигается это внесением в бумагу для сигарет специальных добавок, отсюда папиросная бумага прозрачная, а сигаретная — белого цвета. Наличие фильтра у сигарет не является отличием — папиросы с фильтром также изготавливались.
Производство
Изготовление папирос производится на двух машинах: гильзовой и папиросной, последнюю, вернее одну из ее версий, также называют гильзонабивной. Машины обычно увязываются в линию, в которую входит и упаковочное оборудование. На машине для изготовления папиросных гильз устанавливаются два рулона: с папиросной бумагой, его ширина чуть больше длины окружности папирос, и с мундштучной бумагой, его ширина равна длине мундштука папирос.
Папиросная бумага непрерывно сматывается с рулона, на нее наносится маркировка: название папирос, место изготовления и/или товарный знак изготовителя. Далее бумага на стержне сворачивается в трубку, причем ее края подворачиваются, образуя четырехслойный шов, который проводится между двумя колесиками с мелкими зубьями. При этом он сдавливается, дополнительно скрепляется поперечными насечками, оставленными зубьями, и уже не распадается. От непрерывно движущейся бумажной трубки ножницами, совершающими возвратно-поступательное движение, отрезаются куски нужной длины — рубашки будущих папирос. Бумага для гильз сматывается с рулона дискретно. На части одного края бумаги комплектом ножей выполняется просечка, образующиеся зубцы подгибаются. Взаимодействием двух ножей — неподвижного и вращающегося — отрезается заготовка нужной длины. Один край заготовки попадает в щель трубки механизма сворачивания гильзы и закрепляется поворотом размещенного в ней стержня. Затем стержень вращается вместе с трубкой, образуя сверток мундштука. Механизмом, называемым шибером, сверток мундштука снимается со стержня и вводится внутрь рубашки, которая устанавливается напротив шибера.
После этого производится раскатка гильзы. Суть ее заключается в том, что внутрь свертка гильзы эксцентрично вводится цилиндр, который вращается в противоположном сворачиванию гильзы направлении. В результате сверток гильзы раскатывается, его наружный слой плотно прижимается к рубашке. Машины, изготавливающие папиросы, работают по набивному или штранговому методу. При штранговом методе формируется непрерывный жгут табака. От него отрезают короткие порции, которые напором жгута вводятся в курку. Набивной метод старше штрангового и распространен шире. Гильзы из гильзовой коробки папиросной машины митральезой — цилиндром со множеством прорезей, параллельных оси на его поверхности, — переносятся на операции набивки и отрезания излишков табака. А мешка табака для набивки располагается в корыте, дно которого является конвейером. Игольчатый барабан из корыта начесывает на себя слой табачных волокон, с него другим игольчатым барабаном снимается лента из волокон, она направляется в табачную камеру. От ленты отделяется порция табака, которая оказывается в слегка конусообразном канале, заканчивающимся трубочкой. Там табак спрессовывается. Гильзы надвигаются на трубочку, и шомпол принудительно наполняет курку коротким жгутом табака. Оба торца жгута представляют пучок волокон разной длины, поэтому табак при набивке частично входит внутрь свертка мундштука, а выступающая за рубашку часть жгута отрезается. При штранговом методе последней операции не требуется.
Упаковывание
Папиросы высших сортов упаковываются в картонные коробки, более низких сортов — в коробки или пачки, самые дешевые — исключительно в пачки. Высшим проявлением эволюции упаковки для сигарет является жестяная коробка, правда, редко применявшаяся и давно исчезнувшая. Но и картонные коробки зачастую представляли собой выдающиеся образцы. Дореволюционные папиросные коробки да и многие «советские» нисколько не уступают упаковкам сегодняшних сигарет даже самых престижных марок. Коробка для папирос состоит из следующих деталей: бумажной обтяжки, верхней и нижней этикеток, картонной крышки и донышка, шейки (средника), а также марочки для заклейки наполненной коробки. Шейка вклеивается в нижнюю часть (дно) коробки, придавая ей плотность, она предохраняет папиросы от деформации и служит соединением дна и крышки. Верхняя (лицевая) этикетка наклеивается на крышку, нижняя — на дно, а обтяжкой обклеиваются все четыре боковые стороны коробки. Обтяжка по трем сторонам разрезается или надрезается (перфорируется), что дает возможность открывать коробку. Неразрезанная часть обтяжки служит соединением крышки с корпусом коробки при открывании. Иногда функции марочки выполняла обтяжка.
Папиросы высших сортов укладывались в коробки с прокладкой из фольги, целлофана, папиросной или альбомной бумаги. Для самых элитных сортов продукции использовалось несколько прокладок. Традиционное количество папирос в упаковке — 25 штук, однако выпускались и подарочные большие коробки, где размещалось 100 и 200 папирос. Укладка папирос в коробки первоначально производилась вручную, лишь с 1940-х годов стала применяться и механизация.
Между тем механическое и автоматическое упаковывание папирос в пачки началось раньше (по 10, 25, реже — 20 штук). В автоматических упаковочных машинах из заготовки (кроя) формируются пачки, на их боковые клапаны наносится клей, после чего они склеиваются. Пачка устанавливается в карман дискретно движущегося транспортирующего органа. Папиросы отсчитываются в дозаторе и формируются в блок, устанавливаемый напротив конусного приемника. Приемник передней частью входит в раскрытую пачку, и толкатели через него проталкивают в пачку порцию папирос. При переносе пачки на следующие позиции подгибаются и склеиваются ее верхние клапаны. Затем толкатель выталкивает готовую пачку с папиросами из кармана транспортирующего органа, она движется по подогреваемому тоннелю, благодаря чему клей, соединяющий клапаны, высыхает. Из десяти пачек формируется блок, он обертывается с четырех сторон бумажной лентой, края которой склеиваются.
Блоки папиросных коробок обертываются бумагой полностью, затем укладываются в ящики из гофрированного картона. Раньше для создания транспортной упаковки использовались и фанерные ящики.
Марки
В дореволюционной России каждая фабрика имела свои папиросные марки, обычно обладавшие «социальной принадлежностью». Но в некоторых случаях под одной маркой выпускались папиросы разных сортов. Так, фабрика «Лаферм» выпускала папиросы «Зефир» пяти сортов. Эта практика была продолжена некоторыми производителями и после 1917 года. Например, Донская государственная табачная фабрика в Ростове-на-Дону (ранее «В. Асмолова», сейчас «Донской табак») в 1925 году выпустила папиросы «Наша марка» четырех сортов. Однако выпуск папирос разных сортов под одной маркой был не характерен, а вот практика выпуска каждой фабрикой только «своих» папирос держалась еще долго.
В 1948 году вышел новый государственный стандарт на папиросы. Было принято и решение о сокращении наименований папирос, выпускавшихся в стране. «Фирменных» марок оставалось немного, больше стало продукции массового производства, одна марка стала выпускаться разными фабриками. Но завзятые курильщики тонко отличали вкус папирос, отдавая предпочтение типовым маркам конкретных производителей. Папиросы «Герцеговина Флор» начали производиться на табачной фабрике С. Габая до начала Первой мировой войны, скорее всего, в 1912 году.
Одновременно с ними стали выпускаться папиросы «Ява», на изготовление которых шел высококачественный табак, привезенный с одноименного острова. И те и другие «пережили» октябрь 1917 года, в начале 1920-х были удостоены знаменитых рекламных слоганов Маяковского, а в 1925-м — серебряной медали на выставке в Париже. Спустя десять лет после начала выпуска папирос «Ява» фабрика, имевшая к началу 1920-х наименование «государственная № 2», сама стала называться «Явой». И «Герцеговина Флор», и «Ява» относились к самому высокому сортовому сегменту, выпускались долго, но исчезли в разное время. «Ява» — в 1960-е годы, сдавшись натиску набиравших популярность одноименных сигарет. А последняя партия «Герцеговины Флор» была выпущена в 1995 году. К сожалению, не удалось выяснить, кто же был автором этикеток на коробках «Явы» и «Герцеговины Флор». Вполне вероятно, что это был один и тот же художник, ведь в их оформлении очень много общего. Одни и те же «благородные» цвета: черное, зеленое и золото. Схожий минималистский облик: лишь название и товарный знак.
Зато называются несколько «авторов» этикетки папирос «Казбек», среди них: Роберт Граббе, Александр Зеленский, Мечислав Доброковский, Гази-Магомед Даурбеков и некий Хохов, о котором говорится только то, что он жил во Владикавказе. Между тем двух последних из «претендентов на авторство», пожалуй, стоит исключить. Ведь давно замечено, что гора, изображенная на упаковке папирос, не слишком похожа на реальный Казбек. Художники, жившие в городе, с улиц которого в ясную погоду хорошо видна вершина Казбека, наверняка изобразили бы ее точнее. Зеленский еще до 1917-го занимался рекламными плакатами табачных изделий, с 1922 по 1929 год был главным художником Ленинградского государственного табачного треста, где работал и над плакатами табачной тематики, и над этикетками табачных изделий. В 1929 году переехал в Москву. В столице продолжал работать над рекламными плакатами пищевых продуктов, но никаких сведений о «табачной теме» в его творчестве того времени не найдено. Доброковский в 1920–1930-е годы сотрудничал с газетой «Советский горец», для нее якобы и создал рисунок всадника, который затем «прискакал» на этикетку «Казбека». Примерно так же звучит рассказ и об авторстве Граббе. Этот график был детским приятелем поэта Эдуарда Багрицкого (тогда еще Дзюбина), оформлял сборник его стихов («Юго-Запад», издательство «ЗИФ», 1930 год), на титульном листе которого якобы впервые был представлен будущий «казбековский» горец-всадник. На самом деле всадник, изображенный там (действительно работы Р. Грабе), ничего общего, кроме манеры исполнения, с рисунком на пачке «Казбека» не имеет. В общем, легенд о «Казбеке» ходило много, некоторые из них живут до сих пор. Например, гласящая о том, что сам Сталин лично утверждал рисунок на коробке. При большом количестве легенд не существует и более или менее точной даты появления «Казбека». Ясно лишь, что папиросы начали выпускаться на фабрике «Ява» в 1930-е годы, но не позднее 1936-го. Прекратила же «Ява» их выпуск в середине 1990-х. Год назад автору данной статьи попался «Казбек» производства Моршанской фабрики. Купил, попробовал. Однако это был далеко не тот «Казбек», что раньше. Так же обобщенно, но в более узком интервале — вторая половина 1930-х годов —называется и дата создания другой популярной марки папирос, «Беломорканала». Впервые эти папиросы появились на фабрике имени Урицкого, и якобы «придумал» их мастер Иониди. Трудно сказать, что понимается под словом «придумал», видимо, создал рецептуру мешки. Автором рисунка на пачке называют художника Андрея Тараканова, сотрудничавшего с Ленинградским табачным трестом и рисовавшего, в частности, макеты этикеток для табачных изделий. Были ли эти люди авторами папирос и этикетки, утверждать сложно, но первоначально рисунок на пачке был несколько иным, чем тот, к которому все привыкли.
По сути, это была «агитка», выпущенная грандиозным тиражом и демонстрирующая одно из первых советских достижений. На несколько условно изображенной карте Европы, Северной Африки и части Азии кроме Беломорско-Балтийского (до 1961 года — имени Сталина) были изображены Суэцкий и Кильский каналы. И любой человек, взявший пачку в руки, мог убедиться наглядно, насколько российский канал длиннее остальных. Стоит отметить, что пачка-агитка — это не советское изобретение.
Пачки, прославляющие что-либо, выпускались и ранее. Например, силуэт героического крейсера стал известен всей России благодаря его изображению на пачке папирос, выпущенных фабрикой «Лаферм». Пачка «Беломора» в своем первоначальном виде прекратила существование не ранее 1952-го — года окончания строительства Волго-Донского канала. Рисунок приобрел привычный вид и теперь демонстрировал лишь достижения советского каналостроения. В 1990-е в облике пачки (правда, не всех производителей) произошли последние, соответствующие политическим, изменения — исчезла граница СССР. «Беломорканал» — единственные папиросы, которые выпускаются и сегодня, причем несколькими производителями. Более дешевые марки папирос — это «Север» и «Прибой». Про первые говорят, что это вроде бы старые папиросы «Норд», у которых изменили название. Вполне возможно, что это правда: «Норд» исчезли, а «Север» появились в конце 1940-х, в период, когда шла борьба с низкопоклонничеством перед Западом. Папиросы «Прибой» возникли во второй половине 1950-х, придя на смену аналогичным по цене и качеству папиросам «Бокс», выпускавшимся с 1920-х годов.
Предстоящий финал
Папиросы прекращают свое полуторавековое существование, на смену им приходят сигареты. В начале XXI века только 4% российских курильщиков «смолили» папиросы. Вероятно, сейчас этот процент еще ниже. Скоро о папиросах можно будет лишь прочитать в книгах или услышать от пожилых людей.
Существует распространенное мнение, что сигареты появились в нашей стране после Великой Отечественной войны. Это не так. Первые сигареты стали выпускаться в СССР в 1926 году на Ленинградской 3-й табачной фабрике им. Троцкого (ранее — «А.Н. Шапошников», позже — имени Клары Цеткин, сейчас — «Нево Табак»), однако до войны популярностью не пользовались. По-настоящему сигареты, трофейные или поступавшие от союзников, советские курильщики распробовали именно в годы боев. После войны они стали выпускаться активнее, первоначально на оборудовании, вывозимом из Германии. Сперва сигареты не могли составить достойной конкуренции папиросам, но с 1960-х все активнее начали вытеснять изделия с мундштуком. Например, если в 1950 году в нашей стране выпускалось 62 наименования папирос и 22 наименования сигарет, то 1983-м — только 39 наименований папирос против 140 наименований сигарет с фильтром и 22 — без фильтра.
Папиросы могли со временем исчезнуть постепенно, но не так скоро и не так резко. Причины же предстоящего окончательного прекращения выпуска «национального табачного изделия» видятся в следующем. Во-первых, к 1990-м годам оборудование, выпускавшее папиросы, значительно износилось. Оно было исключительно отечественным. Между тем российское машиностроение, переживавшее, мягко говоря, не лучшие времена, не могло восполнить потребность табачников. Сейчас бывшие традиционные производители табачного оборудования выпускают другие машины. Во-вторых, некоторые производители стали гнать «халтуру», снижая качество продукции, например, заменяя традиционно входящую в состав мешки некоторых марок махорку на отходы сигарного табака. Вкус изделий изменился, что заставило многих курильщиков перейти на сигареты. В-третьих, иностранный капитал, активно входивший в отечественную табачную промышленность, рьяно рекламировал «интернациональные» сигареты, а не русские папиросы, которые, как следствие, курить стало не престижно. Кроме того, прозвучал отголосок наркомании. Некоторые наркоманы употребляют зелье, набивая им гильзы от папирос. Поэтому курение папиросы стало вызывать нехорошие подозрения. И в конце концов — пришло время глобализации: в России должно быть, как везде, а нигде в мире папирос не курят.
Comments (1)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail