Фото: jirirezac.photoshelter.com
По оценкам экспертов, рынок халяльной продукции переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, на сегодняшний день он оценивается в $693 млрд, а его ежегодный рост приближается к 25%.
Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халяль принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, этот бизнес все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы.
По данным малазийского издания Halal Journal, на сегодняшний день 16% всемирного рынка продуктов питания — халяльный товар. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, сертифицирована по этим стандартам. Большая часть халяльного куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам шариата поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком халяльной баранины является Новая Зеландия.
Основную долю товаров для мусульман обеспечивают пищевые продукты. Такие крупные мировые компании Tesco, McDonald's и Nestle постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90% всемирного халяльного рынка.
Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы — Роттердаме, построили специальные склады для халяльных продуктов питания. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от алкоголя и свинины.
Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 млрд евро. Мусульманское население «старого света» составляет порядка 52 млн человек, а по некоторым прогнозам его численность удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма и весьма привлекательной.
Например, в Париже халяльные рестораны становятся неотъемлемой частью кухни. По словам владельцев заведений, 90% поставщиков — французские фирмы, продукция которых прошла «сертификацию» в парижской мечети. А основные посетители — французы-мусульмане, работающие в деловых районах города, которые предпочитают посещать фешенебельные рестораны, не идя против религиозных норм.
Активно развивается этот рынок в США — также в связи с ростом мусульманского населения. За последние пять лет объем продаж халяльного мяса таких крупных американских компаний, как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличились на 70%. Более того, линейка халяльных продуктов все время расширяется, охватывая сети питания для государственных и частных школ, авиапитание и производство полуфабрикатов.
В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на халяльный рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании, такие халяльные витамины, в которых нет желатина или других запрещенных исламом животных продуктов.
В странах Персидского залива существует целый ряд строительных компаний, которые проектируют отдельные для посещения мужчин и женщин SPA-салоны, бассейны и т.д. Парфюмерные и косметические компании разрабатывают целый ряд халяльной косметики: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.
Развивающаяся мусульманская индустрия использует всемирный экономический кризис, чтобы привлечь новых клиентов и среди представителей других религий. Например, в халяльных гостиницах сети Jawhara Hotels 60% клиентов — не мусульмане, которых привлекает спокойная и семейная обстановка. Голландская компания Marhaba, продающая халяльные печенье и шоколад, сообщает, что четверть потребителей, также исповедующие другие религии, заботятся в данном случае не о религиозных нормах, а о безопасности еды.
Передовые сторонники индустрии халяль уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели, бытовой техники — все в соответствии с нормами самой молодой религии мира.
Тема статьи: рынок халяльной продукции
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail