Заводу Fage удалось пустить сыворотку в дело — предприятие построило так называемый анаэробный реактор. Фото: npr.org
Несмотря на то, что технология производства густого и богатого протеинами греческого йогурта подразумевает простое процеживание — избавление от лишней жидкости, многие производители ее не соблюдают, добиваясь густоты йогурта при помощи добавления специальных загустителей — сухого белкового вещества или крахмала.
Потребители убеждены, что полезным может быть только греческий йогурт, произведенный по оригинальной технологии. Однако с коммерческой точки зрения «правильная» технология производства не выгодна. Взять, к примеру, американскую компанию Fage, которая занимается производством греческого йогурта. По словам ее представителя, чтобы приготовить 1 литр настоящего греческого йогурта, требуется около четырех литров молока. Но что происходит с оставшимися тремя литрами? Это так называемая сыворотка, избавиться от которой — настоящая головная боль для менеджмента предприятия. Компаниям, занимающимся производством греческого йогурта, приходится тратить часть своих бюджетов только на то, чтобы кто-нибудь вывез эту сыворотку с завода.
Если сыворотка, образующаяся при производстве сыра, — это богатый источник лактозы и концентрированного белка, который можно использовать при производстве других продуктов, то сыворотка, получаемая в результате изготовления греческого йогурта, для дальнейшего использования просто непригодна. Она слишком кислая и полезных веществ в ней существенно меньше. Пока никто не придумал способа найти такому ее количеству достойное применение. Ее даже нельзя слить в реку, так как это грозит экологической катастрофой.
По словам Джорджа Бевингтона (George Bevington), который занимается вопросами утилизации жидких отходов в Джонстауне (городе, где расположено производство Fage), попадание в реку подобной сыворотки опасно распространением бактерий, которые поглощают кислород, что может привести к гибели рыбы.
Компании Fage все же удалось пустить сыворотку в дело — предприятие построило так называемый анаэробный реактор, представляющий собой огромный резервуар, в котором с такого рода отходами борются специальные бактерии. На выходе получается довольно полезное вещество, из которого можно вырабатывать биогаз, в частности, метан. Этот газ используется для энергопитания джонстаунского завода, занимающегося утилизацией жидких отходов. Генераторы оказались полезными две недели назад, когда в Нью-Йорке бушевал ураган «Сэнди» — тогда завод переключился с обычного питания, с которым были перебои, на «энергию сыворотки».
Несмотря на то, что данный способ утилизации йогуртовой сыворотки на сегодня объективно лучший, он далеко не идеален. Себестоимость такой энергии — выше, чем цена обычного электричества, а значит, средств налогоплательщиков, которые идут на переработку сыворотки и выработку газа, требуется больше. В данном случае разницу между стоимостью обычной энергии и биоэнергии оплачивает компания Fage, то есть переработка сыворотки влетает предприятию в копеечку. Тем более что объем сыворотки, остающейся от производства греческого йогурта, больше, чем может переработать джонстаунский завод. А потому предприятию постоянно приходится думать о том, куда деть еще 20% сыворотки.
Отходы завод отдаёт фермерам, к примеру, Кену Диббелу (Ken Dibbel)
Такие же проблемы испытывает и компания Chobani, расположенная в маленьком городке Ист Берлин (Пенсильвания, США). Данное предприятие тоже занимается производством греческого йогурта. Несмотря на то, что Chobani — это более крупное предприятие, своего «реактора» для превращения сыворотки в энергию у него пока нет. Отходы завод отдает фермерам, к примеру, Кену Диббелу (Ken Dibbel), ферма которого расположена в десяти милях от производственной площадки Chobani — в Норвиче. Сыворотка сливается в специальную компостную яму и затем распрыскивается на полях в качестве удобрения. Некоторые фермеры сегодня даже добавляют сыворотку в корм для крупного рогатого скота.
За то, что Диббель берет сыворотку, он получает деньги — за 6000 галлонов (приблизительно 27 300 литров) выходит около 300 долларов. По его словам, это вполне доходный бизнес. Однако для каждого фермера установлен лимит использования сыворотки, иначе она со временем может попасть с их полей в ближайшие реки.
В настоящее время число заводов, производящих греческий йогурт, увеличивается. Только в Нью-Йорке в результате этого производства каждый день образуются миллионы литров сыворотки. Поэтому сыворотку приходится сбывать не только близлежащим фермам, но и удаленным. Та же Chobani вывозит этот субпродукт производства греческого йогурта за сотни миль, тратя на дорогу по нескольку часов, что получается весьма накладно.
Тем временем спрос на греческий йогурт в Нью-Йорке пока не ослабевает. Наоборот, растет. Власти штата уже обратились в Cornell University с просьбой найти альтернативу столь затратному для производителей и губительному для природы способу избавления от сыворотки. По мнению экспертов, решить эту проблему могло бы строительство большего числа реакторов вроде того, какой есть у компании Fаge, которые перерабатывали бы сыворотку в биогаз. По словам Дейва Барбано (Dave Barbano) из Cornell University, технически это возможно, но экономически — пока невыгодно.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail