Российские табачные компании для достойной конкуренции с транснациональными корпорациями должны объединяться в холдинги и выходить на внешние рынки, считают эксперты "Бизнес-аналитики". Участники рынка полагают, что такие меры помогут только крупным производителям.

Табачный рынок России все более консолидируется, говорится в совместном исследовании специалистов компаний "Бизнес-аналитика" и "Донской табак". Если год назад десять ведущих компаний страны поставляли 93% потребляемых российскими курильщиками сигарет, то сейчас эта доля достигла 95%. Как полагают авторы исследования, "поскольку никаких существенных изменений в законодательстве не произошло", такая тенденция сохранится и в будущем. "Чтобы выдержать давление западных табачных компаний и остаться на рынке, нельзя исключать консолидации мелких и средних производств, создание табачных холдингов, в составе каждого из которых должны быть не только производители, но и общая закупочная и сбытовая компании со своей дилерской сетью", – делают вывод аналитики.

При этом компаниям не следует ограничиваться сбытом только на территории России. Еще одно направление, по которому, как кажется авторам исследования, российскому табачному рынку необходимо двигаться, чтобы развиваться, – "это более активные действия по выходу на внешние рынки стран ближнего и дальнего зарубежья". "Наиболее благоприятными, а значит и вероятными, рынками могут стать страны арабского, южноазиатского и латиноамериканского регионов, прежде всего те, которые находятся сейчас в состоянии экономического кризиса. На этих рынках российские сигареты среднего ценового сегмента могут составить конкуренцию многим иностранным табачным маркам", – уверены авторы исследования.

Между тем сами участники рынка, к которым обращены призывы специалистов, пребывают в пессимизме и довольно мрачно оценивают свои перспективы. "В современных условиях консолидация российских компаний ничего не даст, так как остались одни мелкие табачные компании, а объединение нищих даст того же нищего, – уверен Виктор Стефашин, заместитель генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром". – Был смысл объединяться в холдинги лет 10 назад, когда табачные компании были все примерно на одном уровне, когда российские компании еще не были скуплены транснационалами. Сейчас уже поезд ушел, транснациональные компании делают все для того, чтобы мелкие компании рухнули, и никакие холдинги тут не помогут".

Дело в том, что сейчас на рынке есть семь крупных игроков, которые держат рынок в стабильном состоянии. Остальные участники рынка слишком малы, поскольку их объемы на порядок ниже. Поэтому они почти не интересуют крупных игроков. По словам Стефашина, "единственное, что поможет любой мелкой табачной компании выжить сейчас – это привлечение инвестора: необходимо реструктурировать свой бизнес и уже обновленному производству продаться". Так, например, поступила компания "Балканская звезда", которая после реорганизации бизнеса продалась за большие деньги компании Altadis. По мнению игроков рынка, повысить капитализацию компании может и техническое перевооружение, как это сделала компания "Донской табак", построив новое производство.

По всеобщему признанию участников табачного рынка, в отрасли осталось лишь несколько российских компаний, который способны самостоятельно держаться на достойном уровне. Это фабрики "Нево-табак", "Донской табак" и Балтийская табачная фабрика в Калининградской области. Ликвидация остальных российских фабрик неминуема без крупных денежных вложений.

С этим согласен заместитель финансового директора компании "Донской табак" Сергей Сапотницкий: "Объединение табачной компании в альянс с другими участниками рынка, в том числе и с нами, вполне эффективно. Но в создании холдинга нет никакого смысла, в частности, для "Донского табака" покупать какую-то из российских табачных компаний нет никакой необходимости".

Поэтому компании сейчас активно пытаются развиваться самостоятельно – например, холдинг "Группа АГРОКОМ", в который в частности входит "Донской табак", сейчас привлекает деньги на облигационном рынке с тем, чтобы пустить их на развитие своего табачного направления – 45% средств будет направлено на рефинансирование первого облигационного займа, около 10% будет инвестировано в окончание инфраструктурных проектов и 45% будут инвестированы в инфраструктуру продаж – систему дистрибуции и маркетинг. Из этого расклада видно, что средства на приобретение компаний не предусмотрено.

При этом не стоит слишком уповать и на внешних потребителей. Стефашин отмечает, что они поделены между теми же транснациональные компании, которые вряд ли без боя уступят свои места российским компаниям. Впрочем, добавляет он, здесь нет ничего невозможного: в России дешевая рабочая сила и дешевая энергетика, поэтому наши сигареты самые дешевые, даже дешевле, чем в Китае. "А то, что наши сигареты конкурентоспособны, – это однозначно, их можно продавать где угодно", – уверен Стефашин. 

 Анна Дорофеева

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.