Фото: my-sn.ru

В любом деле должно быть место творчеству — именно такой подход как минимум на 90% определяет успех всякого начинания. И, конечно, есть отрасли, построенные именно на таком подходе, одна из них — промышленный дизайн.

О том, как зарождался российский промышленный дизайн, как начиналось его взаимодействие с алкогольной отраслью корреспондент журнала «Спиртные напитки»Татьяна Пахомова беседует с Владимиром Большаниным, известным дизайнером, директором и основателем брендингового агентства S-Design LLC.

— Владимир Иннокентьевич, с чего началась ваша деятельность в отрасли промышленного дизайна, какие события в своей профессиональной биографии вы могли бы назвать самыми значимыми?

— Конец далеких восьмидесятых… Мы открыли Сибирское отделение ВО »Внешторгреклама» (СОВЕРО). В те времена СОВЕРО было единственным в СССР внешнеторговым рекламным объединением, которое занималось рекламой советских товаров за рубежом и рекламой иностранных фирм в СССР. Объединение работало под патронажем могущественной Торгово Промышленной палаты СССР. СОВЕРОСиб открыл совместное франко-швейцарско-советское предприятие «ЭЛЕНДИС СУ» для организации сотрудничества советских предприятий с европейскими фирмами. Одним из клиентов СП стал французский концерн «Перно-Рикар», уже тогда бывший третьим мировым производителем спиртных напитков. Более 100 заводов по всему миру! Это серьезно. Именно тогда родилась идея разработки русской водки для «короны» «Перно-Рикар». Этим проектом стала водка «ALTAI», которую начали выпускать в г. Змеиногорске Алтайского края, а много лет спустя производство было перенесено на »Иткульский спиртзавод». Эта работа в структуре мощного мирового концерна дала очень много весьма ценных знаний.

— Как применить эти знания на благо ликеро-водочной отрасли? Насколько она готова воспринимать мировой опыт?

— Непростой вопрос. В СССР выпускалась тогда популярная «поллитровка», аляповатые этикетки, укупорка «бескозыркой». Только лидеры переходили на »винт». Было слишком рано. А пока лед стоит на реках, навигация не начнется… Потом было как в калейдоскопе — развал СССР, появление тысяч новых производителей, которым запрещено выпускать известные марки: «Столичную», «Мос¬ковскую», «Пшеничную»… Переход с картофельных спиртов на зерно, импорт приличного стекла, появление итальянской «гуалы». Прилавки магазинов стали быстро заполняться не только спиртом «Рояль», но и вполне приличными мировыми марками, водками местных производителей, получившими возможность творить за пределами «рецептурных справочников». Алкогольная отрасль внезапно оказалась самой денежной, самой активно развивающейся в России из »несырьевых» отраслей.

— Чем вас привлекло сотрудничество с алкогольной отраслью?

— Настоящее творчество возможно только там, где есть большие деньги. Если их нет у человека, то он строит себе маленький домик из подручных материалов. Если есть, он строит большой дом из лучших материалов, украшает мрамором, ценными породами дерева, импортным оборудованием. Поэтому дизайн как средство повышения потребительских качеств промышленной продукции пришел именно в отрасль производства ЛВИ. В других отраслях дизайн по-прежнему не востребован в полной мере, и даже лидеры — производители холодильников, стиральных машин и др. бытовой техники по-джентельменски копируют модели итальянцев, корейцев, а скоро —будут и китайцев.

— Промышленный дизайн в каждой отрасли имеет свои особенности. Какие особенности, проблемы и тенденции наметились в алкогольной отрасли?

— Происходит «раскрепощение», очищение от старых, устоявшихся догм. Расширяется эмоциональная выразительность марок, стилевое единство, законченность образов.

Более яркими, наполненными смыслом становятся основы построения образного ряда — легенды изделий. Помните, как писали еще недавно: «… наша водка самая лучшая потому что… мы такие хорошие!» и все. Тишина. У всех спирт люкс, «исправленная» вода? Это великие стандартизаторы придумали такое каверзное понятие. Вода может быть либо хорошей, пригодной для употребления, либо непригодной. Интересно, можно мог ли бы кто-то из классиков написать: «и выпил он… исправленной питьевой водицы»? Тот, кто придумал и »протащил» это — вообще изучал ли русский язык и литературу в школе?

— Почему специалисты ликеро-водочных заводов стали уходить от стандартных вариантов дизайна и обращаться к настоящим профессионалам этого направления?

— Уход от стандартной продукции соответствует тенденциям мирового рынка ЛВИ. Все мировые марки развиваются, растут, модернизируются, по мере необходимости отвоевывают новые ниши, оттачивают маркетинговые методики. Без этого невозможна жизнь тех, что стали называться мировыми брендами, принося владельцам миллиарды у. е. Не заметить этого не могли даже мы. Либо мы изучаем эти правила и выстраиваем стратегии развития в соответствии с ними, либо отрасль будет проглочена мировыми лидерами, что сейчас и происходит с пивной промышленностью.

— Появление оригинально оформленных брендов не только в премиальном, но и в среднеценовом сегменте — это актуальная тенденция, которая будет развиваться и в дальнейшем, или кратковременное явление?

— Первыми в развитии, конечно, стали премиальные изделия. Только для них могли позволить лучшую комплектацию — французские или английские бутылки, декорирование или печать этикеток на экзотических материалах в Европе, дорогую укупорку, серьезные бюджеты на продвижение и рекламу. Соответственно, резко вырос уровень дизайна, поехали первые «гонцы» к законодателям мод в этом секторе — англичанам и американцам. Затем стал подтягиваться средний сектор, в котором уже достаточно много сильных, с точки зрения дизайна, изделий. Хуже всего дела обстоят внизу, в классе «стандарт», проектировать изделия в котором труднее всего, так как даже незначительное удорожание комплектующих разрушает экономику проекта. Стремление заказчиков минимизировать затраты на проектирование в этом классе не позволяет привлечь к разработкам дизайнеров соответствующей квалификации. Поэтому так много работ в »псевдорусском» стиле. Водка в »матрешке», водка в »яйце»… кто больше? Этот ряд легко продолжить — «лапоть», наполненный водкой, неплохо? Можно еще — «тройка» в которой запряжены не кони, а бутылки. Только позвольте вопрос: «куда наша нанотехнологическая страна на такой «тройке» в этих лаптях уедет «? Обратно в XIX век? Что касается «оригинально оформленных брендов», то если любая марка не будет оригинально оформлена, она не сможет стать брендом. Не правда ли странно, что заказчики, экономящие на качественных разработках и в результате получающие полупродукт, потом не скупятся выделять миллионы долларов на продвижение и рекламу этих недоработок.

— Как вы могли бы охарактеризовать общую ситуацию в алкогольной отрасли?

— Как у тяжело больного человека, который только начинает выздоравливать, но еще очень слаб, кружится голова, обливается холодным потом… скачет температура, давление. Но врачи верят в выздоровление, да и он сам сильно хочет поправиться.

Если без шуток, отрасль прошла за десять лет огромный путь, на который вообще нужны были десятилетия. От новейшей комплектации, существенного улучшения качества продукции до ощущения новой философии российских водок, еще не сформулированной в виде «Кодекса чести», но уже витающей в умах лидеров отрасли.

— Какие проблемы она испытывает?

— Руководители. Уходят лидеры, которым выпало найти собственные пути в перестроечный и послеперестроечный период. Пройти через приватизацию, не растерять кадры, успеть перевооружиться и, не останавливаясь, выстроить собственные линейки новой продукции. Кто приходит на смену? Талантливая молодежь, где она? Образовался управленческий сбой на некоторых предприятиях.

Нет базового образования, не успели старики «натаскать» по старым, доб¬рым правилам, рекомендующим руководителю пройти путь становления поэтапно, шаг за шагом, осваивая все основные специальности производства. Нахлынули «счетоводы», а что считать, если сначала нужно придумать, создать, выпустить, продать и только потом «управлять денежными потоками».

Кадры. Не хватает квалифицированных кадров. Механиков, наладчиков, электриков и других специалистов, чтобы все работало, не ломалось каждые 5 минут…

Технологи, последний бастион, стоящий на страже стабильного качества продукции, еще в поисках новых, оригинальных рецептов, переосмыслении устаревших догматов типа: «Русская водка» должна быть крепкой, обжигающей, забирать, чтобы сразу тянуло закусить». Маркетологи, еще неумело примеряющие идеи зарубежных корифеев, которые не очень жизнеспособны пока в условиях постсоветской экономики. Слепое копирование их идей очень напоминает попытки вырастить бананы в Сибири.

Технологический уровень производителей комплектующих низкий. Брак они пытаются выдать за хорошую работу. Это касается многих производителей стекла, укупорки и полиграфистов. Подразделения, занятые комплектацией производства, испытывают проблемы, когда кто-либо пытается предложить нестандартное решение, т. к. сложно гарантировать приемлемую цену, качество и оперативность поставок этих нестандартных штучек… Любые нестандартные материалы требуют не только больших объемов заказов, но и длительные сроки поставки с 100% предоплатой. Так что, как видите, проблем много.

— Современный промышленный дизайн — каков он?

— В современном дизайне есть, по моему мнению, два уровня — высокий и наивысший. Дизайнеров высокого уровня много в экономически развитых странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Америке. Наивысший уровень — Италия, Англия, Франция, Германия США и Япония. По-прежнему есть «пленные» дизайнеры, работающие на одну фирму, и »свободные», работающие над разными проектами в различных отраслях. Все больше в последние годы становится «свободных» агенств, специализирующихся на одной отрасли, но выполняющих работы для разных, часто конкурирующих заказчиков. «Пионерами» такой организационной формы были итальянские «кузовные» фирмы «Пининфарина», «Италдизайн», «Джуджаро» и др., многократно доказавшие необычайно высокий уровень работ, существенно повлиявших на развитие автомобилестроения во всем мире. Такие же процессы будут происходить, и происходят в отрасли ЛВИ.

— Как вы оцениваете свой личный вклад в развитие этого сегмента?

— Личный вклад оценивать всегда трудно, проще привести мнения компетентных специалистов. Например, на выставке «Продэкспо-2010» глава английской брендинговой фирмы «Клаессенс Интернэшнал» в беседе со специалистами ЛВЗ «Глазовский» сообщил, что: «… для них в России пока видится один конкурент — агентство S-Design LLC. В аналитической статье TOP 20 водок cегмента High Premium, опубликованной в вашем журнале в 2010 году (февраль), марок, разработанных в нашем агенстве — 20% (Beluga, Diamond ICE, Kalashnikov, Elita of Russia), при этом в этом же списке много конкурентов — англичан и французов. Но это был прошлый год, посмотрим что будет в этом. Кроме этого на самых представительных мировых конкурсах: Inernational Spirit Challenge, Wine&Spirit Design Awards в Англии и Mondial в Бельгии — получено 6 медалей. Соревнования проходили по международным правилам, участвовали в каждом более 200 крупнейших агенств — разработчиков и лидеры из производителей.

— На вашем счету — создание дизайна ряда сильных и перспективных брендов. Если возможно, расскажите о том, как происходит их «рождение».

— База для создания бренда — острое, щемящее чувство пустоты в каком-либо из секторов рынка ЛВИ. Анализируем мировой опыт, тенденции. Что было, что есть сегодня и, самое интересное, пытаемся представить что будет завтра. Ваши заработанные деньги в лучшем случае, если все будет правильно сделано, появятся именно завтра. Рождаются различные эмоциональные ряды образов, которыми можно было бы заполнить эту пустоту, ключевые слова, которые могут превратиться в марки… А потом… много, много работы с элементами будущей марки, стеклом, композицией, цветом, фактурами, материалами, разработка заданий по новым рецептурным композициям. Далее — регистрация торговых марок, промышленных образцов бутылок и этикеток (это наш «строительный материал»), изготовление прототипов, максимально приближенных к будущему изделию, шлифовка легенд и сопроводительных текстов, да и много чего еще.

— Каким вы видите настоящий день и будущее сотрудничества алкогольной отрасли и промышленного дизайна?

— «Брак по расчету может быть счастливым, если расчет был верным», — такова народная мудрость. Брак алкогольной отрасли с промышленным дизайном уже состоялся, брак счастливый, уже подрастают первые замечательные дети, но родители не хотят останавливаться на достигнутом. Это один из тех редких случаев, когда с уверенностью можно сказать, что любовь будет вечной.

Досье «СН»

Владимир Иннокентьевич Большанин, дизайнер. Родился 9 января 1950 г. в г. Томске. В 1967 году поступил в Томский политехнический институт. В 1968 г. переведен на факультет управления и организации производства. Специализация: «Оптимизация средств представления графической информации». Диплом об окончании — 1973 год. 1974—1977 г. — заведующий информационным отделом Института Оптики атмосферы Сибирского отделения АН СССР.

1977—1988 гг. Томский Государственный архитектурно-строительный университет — ассистент, старший научный сотрудник, с 1988 года — заведующий отраслевой лабораторией графического представления информации Минвуза России. В этот период: диплом Московского высшего художественно-промышленного училища, дизайн; стажировки во ВНИИТЭ (Госкомитета по науке и технике СССР) в области дизайна; разработка проекта томского Технопарка (проект выставочного комплекса, дизайн экспозиции). Разработка проекта для ВАО Лицензинторг (Юбилейная выставка 25 лет) Госкомитета по науке и технике. Разработка проекта выставки новейших технологий Сибирского отделения АН СССР. Разработка проекта выставки «Ученые России народному хозяйству» для СМ СССР и ЦК КПСС.
Автор проекта 1—й и 2 й Международных Сибирских ярмарок Технопарк, Россия.
Автор проекта Национальной Индийской выставки-ярмарки в России.
1990—1993 г. — Франко-Швейцарско-Советское предприятие ЕLENDIS SU, генеральный директор. Консалтинг различных проектов для французского концерна «Перно-Рикар».
1992 —1994 г. — генеральный директор французского АОЗТ «Перно — Рикар Русь».
1994 — 2003 — генеральный директор АОЗТ «Импекс», генеральный директор ООО «СИМПЕКС».
С 2003 г. по настоящее время — генеральный директор ООО «С-Дизайн», дизайнер.
С 1995 года — работа над дизайн-проектами для ликеро-водочной промышленности.
Награжден Государственной наградой — присвоено почетное звание «Заслуженный работник промышленности» Удмуртской республики.
Награжден медалью Роберта Коха Европейской Академии общественных наук (по отделению «Промышленный Дизайн»), 2005 год, Германия.
Автор 15 печатных работ в научных, отраслевых и зарубежных изданиях.
Автор более 120 российских и зарубежных патентов.
Награжден Большой Золотой медалью Первой Всемирной выставки молодых изобретателей EXPO-85, награжден Серебряной медалью ВДНХ СССР.
Лауреат и Дипломант Российских и международных форумов, конкурсов и выставок (в т. ч. Vine&Spirit Design Awards 2007, Great Britain, 3 е и 4 е места (медали), INTERNATIONAL Spirit Challenge 2009, Great Britain, 2 е и два 3 х места (медали), Mondial, Брюссель, Бельгия, ПродЭкспо (Москва), Drinks industry, Москва, Петербургской ярмарки вин и водок и т. п.
Женат, трое детей.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.