Несмотря на стагнацию отечественного рынка пластиковой транспортной тары, производители и поставщики продукции уверены в возобновлении спроса. Ведь, во-первых, в целом рынок пластиковой тары остается ненасыщенным. Во-вторых, пластиковая тара обладает рядом преимуществ для многих видов продукции различных отраслей народного хозяйства. Украинский рынок пластиковой транспортной тары сильно зависим от импорта. Поэтому снижение темпов роста рынка идет практически параллельно снижению доли импорта полимерных материалов и пластмасс. Так по данным Госкомстата, в показателях внешней торговли Украины товарами за 2008 г. доля полимерных материалов и пластмасс снизилась с 4,4% до 4,1% от общих объемов импорта товаров.
В первом квартале текущего года по сравнению с первым кварталом 2008 г. снижение объемов импорта вышеуказанной продукции произошло в 2,2 раза, что в финансовом выражении составило $388,3 млн.
Тара на ввоз/вывоз
Что касается непосредственно сегмента различных видов пластиковой транспортной тары, средств для упаковывания и герметизации, то такой продукции за первый квартал 2009 г. суммарно было импортировано порядка 5,6 тыс. т. на сумму $21,9 млн. Экспорт аналогичной группы изделий составил практически равное количество – порядка 5,5 тыс. т на сумму $14,6 млн (данные Госкомстата Украины).
За рассматриваемый период доля пластиковых ящиков, коробов и других видов тары в структуре экспорта/импорта видовой группы средств для упаковывания занимает: 15% от общих объемов импорта и 6% от общих объемов экспорта пластиковых средств для транспортирования и упаковывания. Таким образом, импорт пластиковой тары указанных видов превышает экспорт в 2,5 раза.
Соотношение долей внешних рынков в структуре торговли пластиковой тарой в показателях экспорта/импорта отличаются практически с точностью до наоборот. Вклад стран основных регионов мирового рынка (исключая Америку) в распределение поступлений/сбыта пластиковой транспортной тары также укладывается в формулу: «Подавляющее большинство тары ввозим из Европы, а экспортируем наибольшее количество – в страны СНГ».
В структуре экспорта Российская Федерация, Молдова и Беларусь совокупно потребляют порядка 86% от всех объемов украинских пластиковых ящиков, коробов и другой транспортной тары: 47%, 24% и 15% соответственно.
Структура импорта более разнообразна. Из европейских стран – основных поставщиков рассматриваемой продукции, выделяются: Польша – 72%, Италия – 9%, Германия – 6%. Ведущие импортеры азиатского региона: Китай – 56%, Турция – 13%, Израиль – 23%.
Тара есть – спроса нет
Стагнацию отечественного сегмента пластикой транспортной тары вызвали негативные финансово-экономические факторы, которые спровоцировали отказы основных предприятий-заказчиков от капиталовложений в оборотную тару. Также не стоит забывать о перманентном повышении цен на сырье. Вот и получается, что у заказчиков просто нет свободных средств на приобретение оборотной тары.
Адекватные меры
Пожалуй, самой главной задачей для реализаторов пластиковой тары на сегодня является обеспечение стабильности отношений с корпоративными клиентами. Поэтому все поставщики тары разработали стратегические шаги, которые должны помочь их бизнесу обеспечить устойчивые позиции на ближайшее время и с перспективой развития в будущем.
Руслан Скопьюк, заместитель директора ООО «Алфаинтерпласт»:
«Наша компания оставила цены на продукцию на уровне докризисных. Также были пересмотрены сроки расчета предприятий, т.е. увеличены сроки погашения задолженности нашими заказчиками.
Нашими специалистами проводится постоянный мониторинг товарных рынков с целью изучения спроса на разные виды продукции, выявления доминирования категорий и позиций. В планах есть проекты по выведению на рынок двух новых видов пластиковых ящиков: пивные ящики, изготовленные с применением технологии IML и ящики для хлебо-булочной продукции типа НЛУ. На последних моделях применяется вплавленная система чипования, которая позволяет производственным предприятиям улучшить логистические процессы и сделать систему учета более надежной.
В планах на перспективу у нас есть разработки новых для украинского рынка решений, которые могут быть востребованы фармацевтической отраслью – это клиник-боксы».
Александр Омельянчик директор ООО «Амарант»:
«Чтобы заинтересовать потенциальных заказчиков и стимулировать постоянных клиентов, наша компания снизила цены на продукцию до минимума. Также мы расширили ассортиментный ряд пластиковой тары и ввели бонусную систему.
Деятельность нашей компании в Украине ведется по двум направлениям: реализация продукции нескольких заводов по производству пластиковой тары и поставки оборудования для пищевой промышленности. Планируем вводить на рынок новые виды продукции, разработкой которых наша компания занималась вплоть до конца прошлого года. За это время завезли много новых качественных изделий, модернизировали производство, оснастив его новым оборудованием.
Роман Каленюк, руководитель украинского представительства Sсhoeller Arca Systems:
«Сегодня инвестиционные проекты наша компания выполняет в полном объеме. Конечно, это требует снижения затрат. Например, мы отложили запланированное увеличение штата, существенно сократили маркетинговый бюджет, а всей активностью управляем в «ручном» режиме.
В дальнейшем планируем больше внимания уделять долгосрочным проектам. Тем более что валютная и таможенная политика Украины явно направлена на максимальное сокращение импорта. Поэтому мы будем продолжать наращивание производственных мощностей в Украине и выходить на рынки наших восточных соседей.
Для локального рынка мы увеличили ассортимент бюджетных (недорогих) позиций местного производства. Большинство же импортной продукции сегодня мы предлагаем только под заказ.
Чтобы стимулировать интерес к альтернативным пластиковым системам упаковывания, мы стараемся регулярно проводить мероприятия для ознакомления потенциальных клиентов с преимуществами использования наших изделий».
Ольга Бут, Александра Хмара
Полную версию статьи читайте в журнале «Мир Упаковки» №3, 2009.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail