Подделки отечественных брендов начали изготавливать за рубежом в крупных масштабах. Причем поставляют их не только в другие страны, но и в Россию. По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), сотрудники ведомства только в прошлом году изъяли таких товаров не менее чем на 2,5 млрд рублей.
— Для того чтобы защитить свой бренд, производитель может обратиться в ФТС РФ и внести его в реестр объектов интеллектуальной собственности, — рассказал «Известиям» генеральный директор компании «Правовой мир», специализирующейся на оказании юридической помощи участникам внешнеэкономической деятельности, Михаил Кудрявцев. — В России законом запрещен так называемый параллельный импорт. То есть только с разрешения производителя можно ввозить в страну товары с его товарным знаком. Так легче пресекать проникновение контрафакта.
Юристы обращают внимание на различие между подделкой и контрафактом. Подделка — это копия изделия, зачастую плохого качества. Контрафактом можно назвать товар, который тоже является поддельным, может, и качественным, но изготовленным не тем производителем, что указан на упаковке. Как правило, на фальшивый товар ставят чужой бренд, чтобы поднять его цену или быстрее продать.
— Сам факт подделки говорит, что отдельные наши бренды стали узнаваемыми за пределами страны, — отметил Михаил Кудрявцев.
По данным ФТС, в 2016 году таможенниками было изъято более 20,4 млн единиц контрафактной продукции. Около 30% контрафакта — товары с российскими брендами.
— Больше всего подделывали кондитерские изделия, водку и автозапчасти к автомобилям «ГАЗ» и «ВАЗ», — рассказали «Известиям» в ФТС. — Отдельно хотелось бы отметить пробки для водочных бутылок с нанесенными на них российскими товарными знаками. Их потом собирались использовать при изготовлении контрафактной водки внутри страны.
Поток контрафакта пока не критичен, но тенденция «подделывать русское» обозначилась.
— В Китае изготавливают и продают китайцам же фальсифицированные продукты с плохо пропечатанными якобы российскими этикетками, — рассказал «Известиям» председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. — Есть примеры, когда копируются некоторые виды качественных российских электроинструментов или стройматериалов.
По данным ФТС, контрафактные товары попадают в Россию в основном из Китая и с Украины.
В первую очередь это касается кондитерских изделий. В частности, в Северном Китае изготавливают контрафактные шоколадки «Аленка». Они расходятся не только на внутреннем рынке КНР, но и незаконно ввозятся в Россию.
— Ввезти в страну такой товар можно только с нарушением законодательства, — отметил Михаил Кудрявцев. — Контрабандисты не указывают в таможенной декларации товар какого бренда ввозится. Они знают, что если в декларации указать торговую марку, то сработает система управления рисками и от импортера потребуют предъявить разрешение правообладателя торговой марки на ввоз. Партии контрафакта стараются прятать в потоке законного товара, поэтому обнаружить их не так-то просто.
У представителей отечественного бизнеса поток контрафакта вызывает беспокойство, хотя в целом для экономики его масштабы пока не критичны.
— Ущерб для нашей национальной экономики от всего этого вряд ли велик, — рассказал «Известиям» Александр Борисов. — Однако для конкретных отечественных производителей урон очевиден. Хотя он, скорее всего, даже не столько материален, сколько способен повредить имиджу марки.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail