Грядущие проблемы с продовольствием давно волнуют мировое сообщество. Пока экологи просят постепенно сокращать поголовье скота и переходить на другие белковые продукты, а биологи трудятся над созданием еды будущего, генетики решают проблему по-своему. В частности, пишет «Вести.Наука», повышают устойчивость растений к различным негативным факторам.

Большие надежды в вопросе о том, как накормить голодающих, возлагаются на рис. Это одна из наиболее важных сельскохозяйственных культур в мире. Особенно большую популярность, как известно, рис имеет в Юго-Восточной Азии, где на него приходится до 76% калорий всего рациона местных жителей.

Чтобы повысить урожайность, учёные при помощи генной инженерии наделили этот злак устойчивостью к неблагоприятным климатическим и природным условиям, а также создали новые экспериментальные сорта.

Теперь же международная команда специалистов при помощи методов генной инженерии создала «суперрис», который способен бороться сразу с несколькими заболеваниями. Это актуально, поскольку болезни, вызванные бактериальными или грибковыми патогенами, могут привести к потере 80% урожая риса.

Американские учёные из университета Дьюка совместно с китайскими коллегами исследовали иммунные реакции растений и выявили компоненты, которые могут быть использованы для создания устойчивых к болезням культур. Правда, практическое применение этих компонентов способно привести к снижению урожайности, поэтому исследователями пришлось решать сразу несколько проблем.

«Иммунитет — это палка о двух концах, — говорит ведущий автор работы Синьнянь Дун (Xinnian Dong). — Часто существует компромисс между ростом и защитой, потому что защитные белки не только токсичны для патогенов, но и вредны для самих растений при избыточной экспрессии. Это серьёзная проблема в создании сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням, ведь конечной целью является защита урожая».

Растения не имеют кровотока для циркуляции иммунных клеток. Вместо этого они используют рецепторы снаружи своих клеток, чтобы идентифицировать молекулы, которые сигнализируют о вторжении микробов, и реагировать, выпуская множество противомикробных соединений. Идентификация генов, которые запускают этот иммунный ответ и делают его активнее, поможет в создании суперсильных растений, уверены специалисты.

Синьнянь Дун изучает один из этих генов в течение 20 лет. Он называется NPR1 и является главным регулятором защиты растений. Учёные, пытающиеся повысить устойчивость риса, пшеницы, яблонь, томатов и других культур, изучают NPR1 на примере резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) — модельного растения из семейства капустных.

Оказалось, что включение гена NPR1 работает не просто хорошо, а даже слишком: растения растут плохо, когда их собственная иммунная система перегружена. Это и есть палка о двух концах, о которой говорила Синьнянь Дун: при активации NPR1 растения более устойчивы к патогенам, однако практически не дают урожая.

Чтобы решить эту проблему, требуется найти так называемый контрольный переключатель, который позволил бы активировать иммунную реакцию только тогда, когда растение подвергается нападению, а в остальное время оно бы спокойно росло и давало урожай. Именно такой механизм стал открытием, которое поможет в будущем поднять урожай риса и других культур до небывалых показателей.

Изучая активирующий иммунную систему белок под названием TBF1 на примере резуховидки Таля, ботаники и генетики обнаружили сложную систему, которая вызывает быстрый иммунный ответ. Механизм его работы таков: готовые к отправке молекулы РНК, которые кодируют TBF1, быстро запускают синтез этого белка, а он включает мощную иммунную защиту. Фрагмент ДНК, который в ходе работы был назван «шкатулка TBF1», действует как контрольный переключатель для этого иммунного ответа растения. Поэтому учёным оставалось лишь скопировать эту «шкатулку TBF1» из генома резуховидки и вставить её рядом и перед геном NPR1 в геноме риса.

В результате рисовые растения оказались способны быстро «наращивать» активность иммунной системы при достаточно сильных атаках патогенов. В то же время, эти иммунные ответы были короткими и никак не повлияли на рост культуры.

В ходе тестов эксперты подвергли модифицированный рис воздействию различных болезней. Две из них вызываются бактериями (бактериальный ожог риса (Xanthomonas oryzae pv. oryzae) и бактериальная полосатость риса (Xanthomonas oryzae pv. oryzicola), а одна – патогенным грибом Magnaporthe oryzae. Поражение быстро распространилось по листьям контрольных растений, тогда как «суперрис» продемонстрировал высокую устойчивость к ним.

Авторы заключают, что результаты их работы имеют огромный потенциал для сельского хозяйства, ведь открытый механизм создания «суперрастений» не должен ограничиваться только рисом.

Полный текст исследования опубликован в журнале Nature.

Напомним, что ранее методы генного редактирования помогли учёным создать устойчивых к туберкулёзу коров.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.