Экологическая пища — модный тренд, ее производство во всем мире, по данным Международной федерации движения экологического сельского хозяйства, растет рекордными темпами — по 10-15 процентов в год. А цена в 3-10 раз выше обычной. Между тем на Среднем Урале ни один производитель так и не решился выпускать органические продукты. Почему, разбирался корреспондент «РГ».

Производство биопродуктов — процесс особый. Скажем, на коров, дающих экомолоко и мясо, нельзя повышать голос, тем более ругать матом или прикладывать физическую силу, скот должен иметь просторные и теплые помещения для «проживания», питаться исключительно экологически чистыми кормами, никаких антибиотиков, ГМО и даже лишних прививок. Наконец, процесс забоя должен быть гуманным, чтобы животное не успело испытать стресс.

ГОСТ, в котором детально прописаны требования к производству органических продуктов, был утвержден в России полтора года назад после долгих дебатов. Документ очень важен, ибо до сих пор не было четко зафиксировано, какую все-таки продукцию можно официально называть «био» или «органической», а значит, иметь полное право продавать по повышенной цене.

— Мало принять ГОСТ, нужен четкий механизм контроля выпуска органической продукции, а нормативной базы на этот счет до сих пор нет, — говорит исполнительный директор Союза животноводов Урала Елена Стафеева. — Непонятно и кто будет контролировать производство такой продукции на всех этапах. Мы который год бьемся — и не можем обеспечить соответствие качества молока заявленному на упаковке: и порошково-растительный суррогат, и натуральное молоко лежат на полках рядом, продаются по одной цене, а вы говорите — «органический продукт»! Тут мы и вовсе в начале пути.

Нормативов контроля производства органической продукции действительно пока нет, подтвердили в министерстве АПК и продовольствия Свердловской области. И отметили, что с момента принятия «органического» ГОСТа никто не обращался в ведомство с инициативой производства эко-продукции. За рубежом этим занимаются специализированные организации при участии компаний, закупающих биопродукты, которые сами заинтересованы в конт­роле качества. Любой прокол создает угрозу их репутации, а значит, чреват потерей рынка. У нас же системы производства и контроля биоеды пока нет.

Между тем на полках магазинов едва ли не каждый второй продукт помечен словами «био», «эко», «органический» и всевозможными зелеными листочками на упаковке. Но соответствует ли форма содержанию?

— Даже если один отважится производить продукцию по строгим правилам ГОСТа, то найдется тысяча тех, кто просто наклеит ярлычок на свой товар в надежде привлечь покупателей, что, естественно, тут же сведет на нет усилия честного бедолаги-производителя, — отмечает завсектором агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН Валентина Неганова.

По словам ученого, потребитель должен понимать, что производство такой продукции обходится значительно дороже, чем даже фермерской, цена которой и без того в 2-2,5 раза выше обычной «массовки», поскольку выполнить все требования ГОСТа очень сложно. Например, поля, где растут «чистые» злаки, должны располагаться в удалении от промышленных объектов. Нельзя применять химические препараты для борьбы с сорняками и насекомы­ми-вредителями. Должны быть обеспечены специальные условия перевозки и хранения — опять же никакой химии и создания искусственных условий для продления жизни чистой продукции. Ну и, конечно, никаких ГМО. Это гигантские усилия и огромные затраты.

— Кроме того, климатические условия на Урале создают сложности при производстве органической продукции, — дополняет Елена Стафеева. — У нас короткий вегетационный период, и стимулировать рост растений хочешь не хочешь, а приходится с помощью удобрений. Иначе ничего не вырастишь.

То что на Урале огромные просторы экологически чистой земли — во многом миф, подчеркивает Валентина Неганова. По ее словам, почвы во многих районах области, особенно южных, перенасыщены тяжелыми металлами. При строгом подходе уже по одному этому признаку выращенная на них продукция не пройдет тест на безопасность и экологичность. Очень много земель загрязнено химическими удобрениями, применявшимися долгие годы. И, как того требует ГОСТ, такая пашня должна «отдыхать» как минимум три-четыре года, прежде чем на ней можно будет производить органическую продукцию. Если же говорить о тех землях, что вообще выпали из сельхозоборота, часть из них уже заросла мелколесьем, то их нужно заново возделывать, а это опять же огромные затраты.

По мнению экспертов, если кто-то и отважится сегодня выпускать настоящую органическую продукцию, то это будет воистину фанатик, в хорошем смысле слова, чистого производства. Причем довольно долго компенсировать затраты ему придется за счет доходов от другого своего бизнеса. Как горно-металлургический холдинг, закупивший чуть более года назад тысячу коз во Франции — специальной породы, для производства сыра. Первые партии продукта уже поступили в местные магазины. Впрочем, и этот сыр производитель не стал сертифицировать как «органический».

Еще один производитель сыра на Среднем Урале — «Долина коз». Основатель проекта Светлана Корабель — «по совместительству» управляющий партнер юридического агентства — тоже пока не думает заявлять свою продукцию под знаком «био».

— Мне кажется, что «фермерская» звучит пока понятнее для потребителя, — говорит Светлана Корабель. — Чтобы маркировка «органический продукт» на этикетке влияла на стоимость, потребитель должен ощутить реальную дополнительную ценность заложенного в нее смысла. А это возможно только в случае тщательного контроля продукции. Пока не представляю, кто бы мог его осуществить. Например, у меня на ферме и так почти все по ГОСТу, по сути, действительно выпускаю органический продукт. Но кто мешает мне покупать еще где-то козье молоко и делать сыр под своей же маркой? Кто это проверит?

Другое дело, а нужна ли вообще массовому потребителю качественная, чистая еда, при этом в несколько раз превосходящая по цене привычные аналоги? Недавно наблюдала в магазине такую картину: старушка, выбирая сметану, берет с полки самую дешевую — не глядя ни на состав, ни на объем упаковки. Не выдержала, посоветовала ей сметану другой марки: всего-то на несколько рублей дороже, зато качественная. Бабуля на секунду задумалась, покрутила упаковку в руках и взяла в итоге ту, что дешевле. Цена — вот что определяет сегодня предпочтения подавляющего большинства покупателей. Об этом говорят и результаты исследований Института экономики УрО РАН. Для массового потребителя экологическая еда - нечто модное исключительно среди богатых людей.

Означает ли то, что все усилия в направлении развития органического производства потрачены впустую? Вовсе нет. Декан факультета агротехнологий и землепользования Уральского аграрного университета Михаил Карпухин вопреки мнениям скептиков уверен: на Урале вполне можно развернуть массовое производство экологически чистой пищевой продукции, причем продвигать ее даже на мировой рынок. По мнению эксперта, у нас масса преимуществ: огромная часть площадей успела «отдохнуть» от химических удобрений, мы до сих пор мало используем генную инженерию, не так велик риск негативного влияния промышленных предприятий, ибо огромное их число закрылось в 1990-х и т.д. Ко всему нам только на руку растущий в мире аппетит на здоровую еду. Грех не начать пробивать «органическую» нишу, считает Михаил Карпухин.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.