Крупные петербургские торговые сети стали выставлять на кассах бумажные пакеты и экосумки, но спрос на них оказался невелик. Ритейлеры связывают это с тем, что альтернативная упаковка стоит дороже и не может удовлетворить все запросы потребителей.
Супермаркеты планируют переубеждать покупателей с помощью экопросвещения, но при этом признают — материалов с такими же потребительскими свойствами, что у пластика, пока просто не придумали. Масштабная кампания против пластиковой тары в магазинах затронула все сети. Мария Филиппова, зампредседателя комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, отмечает, что иначе ставить вопрос не получится, по ряду позиций бумажные пакеты проигрывают пластиковым. Они дороже, выдерживают меньший вес и промокают, что делает неудобным их использование в межсезонье. Точно так же мокнут и экосумки, к тому же у многих покупателей просто нет привычки носить с собой авоську. Тем не менее, по данным Филипповой, спрос на пластиковые пакеты за последний год снизился: если раньше один пакет покупали на три единицы товара, то теперь их число возросло до шести. Но эксперт связывает эту тенденцию не с заботой об экологии, а скорее с попытками сэкономить.
К слову, пакеты на кассе — это лишь малая часть того пластика, который покупатель несет домой. Большинство фасованных продуктов продаются в пластиковой таре. Как заметила Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала крупного торгового холдинга, в какую тару упаковывать свой товар, производители решают сами. Сфера, за которую ответственен ритейлер, — весовые продукты.
Периодически к торговым сетям поступают предложения от экологических организаций ввести возможность альтернативной упаковки и здесь. Ведь фактически, даже если потребитель купит на кассе экосумку, он туда все равно положит несколько пластиковых мешков с развесными товарами.
Ольга Волкова проблему признает, но отмечает: все упирается в позиции, которые на торговом сленге называют «мокрыми». Это мясо, рыба, салаты, кремы, соленья. Упаковать их в бумажные пакеты невозможно.
Анна Гаркуша, эксперт ассоциации «Раздельный сбор», полагает, что проблема могла бы быть решена, если бы покупателям разрешили приносить в супермаркеты свои пластиковые контейнеры и в них упаковывать товар. Гаркуша не скрывает: претензий к контейнерам у нее тоже много, но то обстоятельство, что их можно использовать многократно, по мнению эколога, может снизить количество упаковки в сегменте «мокрых» развесных товаров.
Активистка обращалась с такими предложениями к крупным петербургским ритейлерам, те обещали подумать. Вероятность, что в супермаркетах будут накладывать фарш в тару покупателя, стремится к нулю, ведь такой принцип входит в противоречие с федеральным законом «О качестве и безопасности продовольственных продуктов», одним из главных нормативных актов в российской торговле. Согласно этому закону, продавать на вес неупакованные товары запрещено. Более того, после взвешивания продавец должен наклеить на упаковку этикетку с полными данными о составе продукта, дате и месте его производства. Проделать такие манипуляции с чужим пластиковым контейнером невозможно.
Тем не менее попытки отказаться от одноразовой упаковки в Петербурге предпринимаются. На днях начал работать магазин экотоваров, где нет ни пластиковых, ни бумажных пакетов. Пока в ассортименте здесь в основном бакалея. Крупы, макароны, чай здесь взвешивают в тряпочные мешочки. Их можно купить в магазине или принести свои.
Борьба за упаковку идет в основном на маркетинговом фронте. Нормативной базы для сокращения числа пластика в торговле в России нет.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail