Растительное молоко, десерты без сахара и безглютеновая мука перестали быть элитными товарами — теперь их можно купить буквально в любом сетевом супермаркете у дома. Forbes Life поговорил с поставщиками и ритейлерами, чтобы выяснить, почему здоровое питание перестало быть сегментом для избранных и куда движется рынок

«Сейчас наши бульоны стали заказывать не только в Барвиху, но и в Бутово», — рассказывает Оксана Подгайная, одна из основательниц бренда ProBulion. Он специализируется на производстве трендового суперфуда — натуральных костных бульонов, богатых коллагеном и аминокислотами. По словам Подгайной, именно в этом году ProBulion активно заинтересовались магазины в регионах, в том числе «народные» супермаркеты: «Идея, что здоровое питание — вещь недоступная, постепенно уходит в прошлое. Наши продукты теперь заказывают и продвинутые «зожники», и обычные семьи. Не только наш бренд, но и другие ЗОЖ-продукты на маркетплейсах показывают стабильный ежегодный рост продаж на 20-30% в последние три года».

Действительно, рынок ЗОЖ-продуктов в России устойчиво расширяется. Согласно исследованию Nielsen IQ (есть в распоряжении Forbes Life), каждый второй ритейлер в России заинтересован в развитии категории здорового питания, а АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) фиксирует рост продаж ЗОЖ-продуктов в торговых сетях на 15-20% за последний год.

Маркировка полезных продуктов в России никак не регламентирована, это добровольная инициатива производителей и ритейлеров. Обычно в ЗОЖ-группу включают продукты без глютена, молочного белка и сахара, веганские, а также обогащенные полезными веществами — например, клетчаткой или протеином.

По данным Global Wellness Institute, в 2022 году доля продуктов с приставкой healthy составила 22% велнес-экономики России — этот показатель выше, чем в Германии и США. Как сообщают в пресс-службе «Яндекс.Лавки», за год количество заказов из категории «Здоровый образ жизни» выросло почти на 70%. У «Самоката» рост похожий: спрос на продукты для здорового питания с начала года повысился на 69% по сравнению с прошлым аналогичным периодом. А сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» отмечает четырехкратное увеличение продаж суперфудов за год. Оборот «На пару», сервиса по доставке диетических лечебных блюд за последние пять месяцев вырос в два раза. Причем, как отмечает его основательница Наталия Тен, 30% покупателей — люди, которые не нуждаются в специальном питании по медицинским показаниям, а просто следят за здоровьем.

Такой рост обусловлен в первую очередь увеличившимся спросом, на который, как говорят собеседники Forbes Life, во многом повлияла пандемия. Так, маркетплейс «Беру» подсчитал, что в первый месяц локдауна продажи отрубей и клетчатки выросли на 210%, диетических хлебцев — на 80%, батончиков и мюсли — на 64%. «Такой взрывной интерес к ЗОЖ-продуктам именно во время самоизоляции был обусловлен в первую очередь вынужденной малоподвижностью и страхом набрать вес, — комментирует Анна Беляева, врач-эндокринолог клиники «К+31». — Но глобально пандемия увеличила популярность превентивной медицины и привела людей к пониманию того, что правильное питание для иммунитета куда важнее приема бесконечных БАДов».

«Все ключевые велнес-тренды приходят на российский рынок с опозданием, — комментирует нутрициолог, коуч по здоровому питанию Антон Дюбо. — На смену жестким диетам, в том числе с использованием БАДов, пришли не менее вредные для здоровья изнурительные тренировки в спортзале. Но сейчас большинство моих клиентов приходят с пониманием, что здоровое красивое тело — это результат и разумных физических нагрузок, и правильного питания, все должно быть в совокупности. Но многие до сих пор отказываются верить в то, что просто капуста или просто куриная грудка — это и есть здоровая еда. Поэтому есть большой спрос на продукты с маркировкой «ЗОЖ», а производители охотно следуют за этим спросом».

Россияне действительно хотят покупать безглютеновую муку и овсяное молоко — но как можно дешевле. По данным опроса ВЦИОМ, за 2022 год 47% жителей страны стали есть больше здоровой пищи, но при этом 35% опрошенных начали сокращать траты на еду. В исследовании Nielsen говорится, что основная стратегия «пищевой» экономии россиян — поиск выгодных предложений и доступных брендов в любимых категориях. «С прошлого года на рынке продуктов питания для ЗОЖ отмечается повышенный спрос на продукты бюджетного ценового сегмента, и мы предполагаем, что эта тенденция на ближайшее время сохранится. В этом направлении мы развиваем наш бренд «Ол'Лайт», продажи которого за год выросли на 169%», — комментирует Александра Гудимова, основатель бренда Bionova и директор по маркетингу компании «НоваПродукт АГ».

Компромиссом становятся более «народные» ЗОЖ-продукты, в том числе от лидеров пищевой индустрии, которые с велнесом до этого никак не ассоциировались. Пионером стали «Сады Придонья», в 2018 году выпустившие растительное молоко Nemoloko. До этого подобные напитки можно было купить только в «Азбуке вкуса» от импортных брендов — и недешево. А основными покупателями выступали веганы и люди с непереносимостью лактозы. За пять лет «Садам Придонья» удалось сделать «немолоко» (а также «немолочные» продукты на его основе) популярным продуктом, продажи которого из года в год увеличиваются в два раза, а аудитория существенно расширилась. Этому способствует и доступная цена — от 80 рублей за литр. Для контраста, литр импортного миндального молока в «Азбуке Вкуса» стоит 670 рублей. По сути, Nemoloko открыло дорогу на рынок и другим производителям растительных напитков.

На ЗОЖ-рынок решили зайти и другие пищевые гиганты. Например, компания «Черкизово» в 2021 году выпустила полезные белковые снэки «Черкизово Premium». Демократичные торговые сети тоже не отстают от велнес-тренда. В бюджетных магазинах «Ярче» теперь можно купить котлеты из растительного мяса, тофу, кокосовый крем, крекеры с клетчаткой. «Лента» открыла эко-маркеты со здоровыми продуктами внутри магазинов, а «Магнит» запустил категории «Суперфуд» и «Здоровые привычки». В «Ашане» установили стенды с растительными напитками, батончиками, органическими продуктами, там же — экологичная упаковка и книги о велнесе. ЗОЖ-продукты появляются даже в хард-дискаунтерах: например, в FixPrice можно купить смеси для протеиновых коктейлей, альтернативное молоко и хлебцы с отрубями.

По мнению Дарьи Лисиченко, предпринимательницы, основательницы различных проектов в велнес-индустрии (в частности, закрывшейся сети магазинов «Город-сад»), на рынке ЗОЖ-питания произошло ощутимое перераспределение каналов продаж. «Новые продукты сразу уходят в маркетплейсы, что во многом и способствует их демократизации. А розница за последний год очевидно стала еще сильнее отслеживать продажи и оставлять на «зожной» полке в своих супермаркетах только главные хиты — на 100% востребованные, продаваемые продукты, хорошо знакомые потребителю».

Агрегатор фермерских продуктов «Ешь Деревенское» начал активно усиливать ЗОЖ-категорию суперфудами, полезными смесями и БАДами — год назад она состояла из семян, натуральных масел, безглютеновых продуктов. «Не все здоровые продукты могут стоить дешево, особенно если их производство связано с ручным трудом, — объясняет Валентина Кузьмич, директор по бренду и коммуникациям «Ешь Деревенское». — Думаю, демократизация ЗОЖ вызвана в первую очередь не снижением цен на товары, а ростом их популярности. Поэтому такая продукция все сильнее и сильнее будет захватывать в свою воронку людей догоняющих, а не только первопроходцев, которые уже давным-давно там. Ритейлерам «зожная» категория важна, потому что она маржинальна и очевидно насыщает растущий спрос ЦА».

По мнению Дарьи Лисиченко, новые бюджетные ЗОЖ-продукты будут появляться во многом за счет импортозамещения. «Сети и маркетплейсы активно развивают собственные торговые марки здоровых продуктов, на рынок выходят новые бренды. Раньше, допустим, лет пять назад, продукты ЗОЖ-полки российского производства проигрывали импортным аналогам по вкусу и по дизайну упаковки. Сейчас ситуация изменилась. В каждой категории, от альтернативного молока до растительного мяса, можно найти симпатичные отечественные продукты. Появились новые прекрасные продукты типа сгущенки со сниженной калорийностью, соусов, топингов, джемов без сахара — здесь я бы выделила компании Bombar, Zero, «Иван-поле». А еще батончики и протеиновое печенье Geonlab».

С одной стороны, эксперты приветствуют демократизацию ЗОЖ-продуктов, с другой — просят быть осторожными при их выборе. «Маркировка «здоровый», «зожный» никак не регламентирована государством, это всегда лишь маркетинговый ход, ответственность за который несет именно производитель данного продукта, — объясняет Анна Беляева, врач-эндокринолог клиники «К+31». — Часто такие этикетки можно увидеть на продуктах глубокой промышленной переработки, в то время как на самом деле они содержат очень большое количество добавленных сахаров, крахмала, переработанных растительных масел, сухого молока, консервантов и других химических компонентов, которые обеспечивают привлекательную текстуру продукту».

Беляева приводит в пример десерты без сахара — если они приготовлены с использованием фруктозы или сахарозаменителей, а также крахмала, муки тонкой переработки, то могут нарушать микробиом кишечника и усиливать тягу к углеводной пище. «Конечно, остается место и для более ответственных производителей, которые сами заинтересованы в том, чтобы сделать действительно полезный продукт, — уточняет Беляева. — Надо обращать внимание на состав и включать здравый смысл, понимать, из чего это сделано».

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.