Исследования Аналитического центра НАФИ показывают, что в период социально-экономических изменений россиянам свойственно опасаться возможного дефицита товаров и делать закупки впрок. В апреле 2022 года россияне больше всего боялись потенциального дефицита продуктов питания, лекарств, автозапчастей и других товаров. Спустя год, мы изучили удовлетворенность россиян ассортиментом в трех основных товарных категориях: 1) продукты питания, 2) товары для дома и 3) товары для личной гигиены и ухода за собой. Представляем результаты нового исследования.
На сегодняшний день россияне больше всего довольны ассортиментом товаров для дома (средства для уборки, стирки и т.д. — вся бытовая химия). 89% опрошенных выражают удовлетворенность выбором, который представлен в магазинах (49% — довольны полностью, 40% — скорее довольны).
Недовольны ассортиментом бытовой химии и товаров для дома 8% опрошенных, прежде всего это россияне от 25 до 34 лет. Среди представителей старшей молодежи недостаток ассортимента в категории отмечает 1 из 10 (10%), в то время как среди россиян старше 55 лет доля тех, кто не удовлетворен ассортиментом товаров для дома, в 5 раз меньше и составляет 2%.
Треть россиян (30%) на фоне меняющихся социально-экономических условий в апреле прошлого года опасались возможного дефицита продуктов питания. Сегодня, спустя год, удовлетворенность ассортиментом продуктов питания в продовольственных магазинах крайне высокая. 82% жителей страны говорят, что довольны наличием выбора: 34% россиян полностью довольны ассортиментом, 48% — скорее довольны.
Женщины чаще мужчин заявляют о том, что их устраивает выбор продуктов (82% и 79% соответственно); также доля удовлетворенных продовольственным ассортиментом выше среди опрошенных с высоким уровнем дохода (93%) и респондентов старшего возраста (88% среди тех, кому более 55 лет).
Недовольны ассортиментом продуктов питания 15% россиян. Чаще всего это мужчины (17%) и те, кто оценивает свое материальное положение как среднее (21%).
Из трех товарных категорий менее всего россияне удовлетворены ассортиментом товаров для личной гигиены и ухода за собой (мыло, шампуни, зубная паста, косметические средства и др.).
Полностью довольны выбором таких товаров в магазинах 32% опрошенных, еще 43% — скорее довольны (в совокупности 75%), а каждый пятый (22%) демонстрирует запрос на их более широкую представленность. Неудовлетворенность ассортиментом выше среди женщин (30%), молодежи до 24 лет (30%) и россиян с высоким уровнем дохода (23%).
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:
«Физическая доступность продуктов питания и товаров первой необходимости — очень чувствительные темы для россиян, особенно в контексте событий последнего года. Высокая удовлетворенность основными группами товаров, которые представлены в продуктовом ритейле, свидетельствует о том, что и производители, и логистические компании, и торговые компании успешно преодолели возникшие проблемы и адаптировались к изменившимся условиям рынка.
Отечественным производителям товаров для личной гигиены и ухода за собой мы рекомендуем обратить внимание на относительно невысокие оценки удовлетворенности ассортиментом в этой категории, отдельно проанализировать, какие именно продуктовые потребности населения могут быть не закрыты и рассмотреть возможности по активизации работы в этом направлении».
Методология: всероссийский репрезентативный опрос, проведенный на собственной исследовательской платформе Аналитического центра НАФИ «Тет-о-твет» в апреле 2023 года. Опрошены 3000 человек в возрасте от 14 лет и старше во всех федеральных округах Российской Федерации. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail