Популярность вин в жестяных банках растет и в мире, и в России. Это удобно - летом можно взять с собой на пикник, легко охладить и открыть. Но качество вин в банке хоть и сносное, но не выдающееся, говорят эксперты. В банке может оказаться и вовсе не вино, а дешевый коктейль.
В виноторговой компании Fort рассказывают, что в США вина в банках начали набирать популярность с 2004 года: тогда режиссер и винодел Фрэнсис Форд Коппола представил новое вино Sofia Blanc de Blancs, названное в честь дочери, которое шло вместе с соломинкой.
В свою очередь, британская виноторговая компания Off-Piste Wines в ходе исследования выяснила три главных тренда современного потребления: рост популярности игристых вин; спрос на еду и напитки, которые комфортно употребляются на ходу; увеличение интереса на вина среди миллениалов (людей, родившихся в период с 1981 по 2000 год). Все эти тренды сошлись в банке.
Последними под натиском новой моды сдались консервативные французские виноделы, рассказывает руководитель проекта Wine Retail Александр Ставцев. Поначалу для французов, считающих себя родоначальниками премиального вина, разливать вино в банки казалось дикостью.
В России банки появились в 2018 году в «Азбуке вкуса» — обеспеченной аудитории захотелось попробовать чего-то нового. Тогда вино в банках продавалось по 400 рублей, и спрос был, отмечает Ставцев.
Потом Martini привез в Россию свой продукт в банках — не вино, а газированный ароматизированный напиток. Они вложились в его продвижение на полки российских торговых сетей, и спрос начал серьезно расти. Сейчас под вино в банках отводят целые полки. Не было бы спроса, столько места сети не отдавали бы, замечает Ставцев.
По данным Роскачества, в основном льют в банку (0,25 л) игристые вина. Доля банки в структуре рынка отечественных игристых вин в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросла в 3,7 раза, до 5,16% (в 2021 году — 1,4%). За пять месяцев 2023 года в России уже произведено 10 млн единиц игристого вина в такой таре.
Изменилась и ценовая политика. Если раньше вино в банках было скорее экзотикой и поэтому стоило дорого — от 300 руб. за 0,25 л, то сейчас цена на такую банку начинается уже от 120 руб., отмечают в Роскачестве.
Вино в банках как категория не должно быть очень дорогим — это прогулочный, походный, дачный формат, он популярен в ресторанах и местах отдыха с пляжами, бассейнами, считает директор по импорту Fort Дарья Сологуб. Поэтому производителям необходимо найти баланс между упаковкой (а алюминий в Европе достаточно дорогой) и качеством вина, чтобы установить в итоге доступную цену. Сегодня это в основном вино, которое в бутылке бы стоило от 500-600 до 800 руб. за 0,75 л.
Сейчас на российском рынке есть винодельческая продукция в жестяных банках из Италии, Венгрии, Франции, а также Португалии и ЮАР, рассказывает Сологуб. В 2022 году в Россию импортировали в три раза больше баночного продукта, чем в 2021-м, — 335 тыс. банок против 100 тыс. И это исключительно вино — на контрэтикетке должно быть написано, что в состав входит только вино определенных сортов винограда. А в банку льют далеко не только настоящее вино.
На данный момент оптимальное соотношение цена/качество показывают венгерские и итальянские продукты, считает Сологуб. Потому они являются лидерами рынка и показывают самые большие объемы: Италия в прошлом году завезла 120 тыс. банок, Венгрия — 90 тыс.
Но российского вина в банке на рынке гораздо больше. Его начали производить с 2020 года. Сейчас в России четыре компании имеют нужное оборудование для розлива вина в банки, из них только две льют именно вино, а не слабоалкогольные напитки, отмечает Ставцев.
«Российское игристое в банках сейчас доминирует на рынке благодаря более низкой цене. Отечественное игристое вдвое дешевле, чем виноградосодержащий напиток из Италии», — говорит руководитель департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции российского производства Роскачества Олеся Буняева.
В Роскачестве говорят, что больше всего в банках продается игристых вин, реже можно встретить белые и розовые тихие вина, а вот красное вино в жесть почти не разливают. Также есть в банке и виноградосодержащие напитки.
«Это все же сезонная история с выраженным летним пиком, когда чаще пьют игристое, белое или розовое вино. Основной потребитель вина в банке — женщины, банка помещается в клатч», — поясняет Ставцев.
Причиной роста популярности вина в банках является смена поколений потребителей. Для молодежи игристое вино — это уже необязательно хрусталь, белоснежная скатерть и бой курантов. Игристое вино постепенно становится повседневным напитком, считают в Роскачестве.
Жестяную банку проще быстро охладить, удобно взять с собой на природу, легче открыть, чем бутылку с мюзле.
Стремительный рост спроса на баночное вино говорит о том, что произошел кардинальный слом в сознании потребителя. Сейчас потребитель стремится к простоте: людям просто хочется попить вина здесь и сейчас — лежа на пляже, сидя в парке, соглашается Ставцев.
Первый недостаток вина в банке — его стоимость. В банке помещается треть бутылки. При стоимости 300 руб. за банку получается, что бутылка стоила бы 900 руб. — за эти деньги можно купить очень добротное бутылочное вино, говорит Ставцев.
Еще один недостаток — сложная технология налива в банку. Мало того, что в банке вряд ли встретишь выдающееся вино, исследования показали, что в банке встречается достаточно много окисленного вина. Дело в том, что в бутылке узкое горло, которое можно быстро заткнуть пробкой. С банкой так не получается, поясняет эксперт.
Кроме того, в банках в основном продают не вино, а слабоалкогольные коктейли с сахаром и ароматизатором. Такие напитки, понятно, получаются дешевле и пользуются большим спросом. Потому потребителям надо внимательно изучать банку, вино ли там на самом деле.
«Прежде чем выбрать себе такое вино, стоит изучить упаковку. Значительная часть представленной на рынке продукции в банках не является вином. В такие напитки могут добавляться красители, ароматизаторы, может использоваться искусственная газация», — соглашается Буняева.
«Банка — еще один путь проникновения слабоалкогольных напитков в винную категорию, а это опасное дело, — считает Ставцев. — Для потребителя это все вино. Сегодня попил что-то легкое, сладкое, пахнущее клубникой — потом не захочется возвращаться к брюту. Тем самым забираются деньги у винного рынка и меняются вкусовые ожидания потребителей от того, что он получит, открыв эту банку или бутылку».
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail