По данным Уральского таможенного управления, только в октябре-ноябре прошлого года предприятия Свердловской области отгрузили за рубеж более 730 тонн шоколада общей стоимостью 170 миллионов рублей, около трети этого объема отправлено в Китай. Экспорт сладкой продукции наращивают и кондитеры соседних регионов. «РГ» выяснила, за счет чего им это удается и какую выгоду приносит бизнесу.

По словам завкафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксаны Фальченко, никаких «закрытых» рынков для российских сластей нет, но потенциальным экспортерам необходимо учесть ряд важных моментов.

«В первую очередь следует изучить рынок и вкусовые предпочтения местных потребителей. Например, для китайцев российские кондитерские изделия являются интересным и даже экзотическим товаром, однако потребитель Поднебесной очень искушен и предпочитает узнаваемые бренды», — отмечает ученый.

Для длительного присутствия на зарубежном рынке производителям придется адаптировать свою продукцию под вкусовые предпочтения местных потребителей, уверена директор Центра поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Татьяна Лагунова. К примеру, известная российская компания, поставляя в КНР шоколад, добавляет в него ингредиенты, популярные в этой стране, такие как зеленый чай, личи или красный апельсин.

Директор по маркетингу челябинской кондитерской фабрики Елена Карманова рассказала, что китайцы, как правило, избегают употребления продуктов с избыточным содержанием сахара. Но даже они не устояли перед южноуральским печеньем с соленой карамелью. Помимо КНР предприятие сотрудничает с 15 странами, среди которых ОАЭ, Германия, Саудовская Аравия, Вьетнам, и отправляет на экспорт около 30 процентов своей продукции. Скажем, во многих странах оценили мармелад на пектиновой основе с добавлением натурального сока.

Вообще, отмечают в Центре поддержки экспорта, иностранные потребители очень ценят высокое качество и разнообразие ассортимента российских компаний. По данным экспертов, в том же Китае наши сладости считаются не только вкусными, но и экологически чистыми, произведенными с соблюдением строгих стандартов из натуральных ингредиентов.

Тренд на экологичность во многом обеспечивает успех кондитерского экспорта. Так, среди сладкоежек, которые с трепетным вниманием относятся к своему здоровью, популярны уральские продукты на основе меда: кедровый грильяж, медофеты с курагой и черносливом, пастила, зефир.

«Продукция нашей компании экспортируется в 11 стран мира. Кондитерские изделия наиболее востребованы в США и ОАЭ. В Америке поставки идут в торговые сети национальных русских магазинов, где наши бывшие соотечественники покупают знакомые и аутентичные продукты. А с потребителями стран Персидского залива у нас есть совпадение культурных и пищевых традиций, — поясняет директор по стратегическому развитию компании из Екатеринбурга Ирина Шевчук. — Так как мы не используем консерванты, сроки годности продукции довольно короткие, у пастилы и зефира, например, всего четыре месяца. При этом доставка в США занимает в среднем два месяца, и все же это не является препятствием для нашей торговли: продукт сметают с прилавков в первые же дни».

По словам Оксаны Фальченко, второй важный момент в организации экспортных поставок — нужно учесть формальные вопросы: ознакомиться с порядком ценообразования в стране, изучить требования таможенного оформления, особенности проведения платежей, проработать логистику.

«Большую роль будут играть канал продаж, упаковка и реклама, в связи с чем требуются значительные усилия в продвижении товаров», — продолжает эксперт.

По оценке Елены Кармановой, лучшим способом продвижения остаются дегустационно-демонстрационные площадки и павильоны в странах присутствия. Татьяна Лагунова рассказала, что в Китае повысить узнаваемость продукта и подстегнуть рост продаж помогают дегустации с участием местных актеров, певцов, блогеров — траты на видео с узнаваемыми персонами окупаются в короткий срок. Такой инструмент уже опробовали многие уральские компании.

«В Поднебесной очень специфические запросы и не менее интересные способы продвижения. Сильным инструментом рекламы стали прямые эфиры-стримы с известными блогерами: они вскрывают упаковку, описывают запах, пробуют печенье и дают отзывы. И после этого на складах почти ничего не остается, продажи взлетают!», — поделилась опытом своей компании Елена Карманова.

А вот производители экологичных сладостей используют такой необычный маркетинговый ход: на каждую упаковку наносится QR-код, по которому открывается видеоролик о пасеке, где ухаживали за пчелами и собрали мед. Виртуальная экскурсия стирает границы и расстояния, формируя положительное впечатление о продукции.

Почему же, несмотря на большие сложности, уральские компании стремятся выйти на внешние рынки? Татьяна Лагунова считает: внутри России конкуренция среди кондитеров очень высокая, тогда как за рубежом спрос на качественную и уникальную продукцию растет. Экспортные поставки позволяют бизнесу наращивать объемы производства, а значит, и прибыль, и к тому же получать возврат НДС, снижая тем самым общие затраты. Валютная выручка, учитывая текущий курс рубля, делает экспорт очень выгодным, так как позволяет получать больший доход в пересчете на национальную валюту.

Вообще российская пищевая продукция за рубежом отличается конкурентоспособной ценой благодаря низким производственным затратам. Правда, оптимизм производителей несколько снижает серьезный рост стоимости сырья, в первую очередь шоколадного: за последний год даже для крупных закупщиков она повысилась почти в два раза. Цукаты, орехи, сухофрукты, масло тоже добавили в цене.

«Дорожает практически все: сырье, упаковка, логистика, значительно выросли зарплаты, стоимость кредитов. Суммарно эти цифры за 2024 год увеличили себестоимость на 32 процента. Однако в полной мере переложить это в цену нельзя. В ближайшее время хотелось бы модернизировать лабораторию, увеличить производственные мощности, достроить центры взаимодействия с пчеловодами в регионах. Но без кредитного финансирования процесс пойдет на порядок медленнее и инвестиции быстро не окупятся», — рассуждает Ирина Шевчук.

Такой же сдержанной позиции придерживается руководство челябинской компании, где планируют с учетом растущих объемов роботизировать некоторые процессы в цехах, например, этап фасовки сэндвич-печенья. Приобретение такого оборудования сопряжено со сложностями, но без развития производства невозможно удержать лидирующие позиции на рынке и приемлемые цены на продукцию. Тем не менее, по словам Елены Кармановой, компания намерена сохранить ценовую политику в 2025 году, в том числе за счет поиска выгодных контрагентов. Например, упаковку для своего печенья челябинская фабрика уже несколько лет заказывает в Свердловской области.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.