Российский рынок слабоалкогольных напитков изменился — доля пивных напитков увеличилась за год с 20 до свыше 90%, почти вытеснив коктейли на основе другого алкоголя. Правда, потребитель изменений практически не заметил.
«Сегодня мы видим ярко выраженную тенденцию. На полках магазинов появляются продукты, которые сложно назвать традиционными пивными напитками: например, джин со вкусом пива или пивной напиток со вкусом водки и клюквы, — говорит Даниил Бриман, председатель Совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО «Суздальский Пивовар». — Это глобальный тренд, при котором значительная часть слабоалкогольных напитков буквально «перетекает» в категорию пивных».
Если читать ГОСТы, то пивные и слабоалкогольные напитки отличаются принципиально.
«Основное отличие пивного напитка в том, что его крепость не может превышать 7%, в то время как основная часть слабоалкогольных коктейлей содержат 9% этилового спирта. Кроме того, пивной напиток обязательно должен содержать пивное сусло (частично или полностью), в то время как слабоалкогольные коктейли могут производиться на основе спирта или других дистиллятов», — говорит доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
Однако на практике из-за крайне размытых определений разница между двумя этими категориям оказывается не столь существенной. «Категория пивных напитков включает в себя крайне широкий спектр пивоваренной продукции. Например, если при производстве пива из 100% солода технолог добавит немного специй (например кориандр) — этот продукт уже пивной напиток. И коктейль из пива с лимонадом тоже будет, исходя из действующего законодательства, пивным напитком. Крайне широкая трактовка позволяет продуктам из других категорий алкогольной продукции успешно маскироваться под этот продукт», — говорит председатель комиссии «Опоры России» по производству и обороту пивоваренной продукции Игорь Хавский.
В основе пивного напитка лежит ферментированная основа — это по факту пиво или сидр, из которого удалили натуральный пивной или яблочный вкус. Это позволяет создавать пивные напитки с любыми вкусами. «ГОСТ для пивных напитков допускает добавление вкусоароматических компонентов, что делает их схожими со слабоалкогольными коктейлями по вкусовым характеристикам. Производители сохранили старые названия и стилистику упаковки, что позволяет потребителю не заметить разницы», — объясняет Черниговский.
Как говорят эксперты, сегодня сложно даже проверить, действительно ли в производстве используется ферментированная основа вместо других спиртов. «Производители слабоалкогольных напитков нашли эффективный способ сэкономить: заменили этиловый спирт на пивную основу, по крайней мере, на этикетке. Сделали ли они это в реальности, мы не знаем», — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. С ним согласен и Даниил Бриман: «Парадокс в том, что многие напитки, которые вчера были слабоалкогольными коктейлями, сегодня вдруг стали пивными. Это вызывает вопросы: как возможно так резко изменить технологию производства?»
«Потребитель в большинстве случаев не замечает разницы: названия и дизайн упаковки остались прежними, вкусовые характеристики практически не изменились, — говорит Черниговский. — Потребители редко обращают внимание на технологические нюансы, особенно если крепость напитка осталась в привычных рамках. Изменение поведенческой модели минимально».
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail