Компания из Приморья зарегистрировала в КНР свой товарный знак и уже отправила на экспорт несколько партий торта «Медовик». Популярное в России лакомство пришлось по вкусу китайским любителям сладкого. Помощь в регистрации торговой марки (ТМ) оказал краевой центр поддержки экспорта. Число таких обращений от начинающих экспортеров увеличивается: за последние два года только в Китае зарегистрировано около десяти торговых знаков.
«Хлебный Дом Воздвиженский» начал первые пробные поставки «Медовика» в декабре прошлого года, а когда спрос вырос, обратился в центр поддержки экспорта за помощью в регистрации товарного знака. Там помогли и с подготовкой экспортного контракта, включая перевод на китайский язык, и с выбором оптимального маршрута поставок. Процедура заняла около восьми месяцев.
«Мы экспортируем только торты, рецепт — как и для продажи в Приморье. Правда, кроме четырех вкусов крема, которые мы выпускаем, китайцы попросили добавить еще один», — рассказал генеральный директор компании Андрей Миронец.
Рынок сбыта — соседняя провинция Хэйлунцзян. В этом году заключено три долгосрочных контракта. Как пояснила замдиректора предприятия по юридическим вопросам Мария Суховеева, «в дальнейших планах — расширение линейки экспортных товаров и, возможно, географии поставок».
На китайском рынке также реализуется несколько приморских брендов минеральной воды, в частности «Лотос». В Приморье она продается как лечебно-столовая, однако в КНР другие стандарты по химическому составу лечебной воды.
«Наши партнеры провели лабораторные исследования и получили разрешение на импорт. На этикетках на китайском языке написано, что это природная питьевая минеральная гидрокарбонатная натриево-борная вода. Там, конечно, есть и другие элементы, но натрий и бор выделены отдельно, так как содержатся на пределе верхних допустимых значений», — пояснил представитель группы компаний «Минеральные воды» Андрус Хольтер.
Компания «Экология города» производит экологически чистые моющие средств на основе пробиотиков (энзимов), они также эффективно справляются с неприятными запахами. Продукция торговой марки Biochist экспортируется в Казахстан, Беларусь и Узбекистан. В этом году предприятие зарегистрировало бренд в Китае и в процессе оформления его во Вьетнаме.
«Без помощи центра поддержки экспорта мы бы наверняка наделали ошибок при выходе на зарубежные рынки. Нас проконсультировали, помогли с регистрацией, с участием в выставках и деловых миссиях, с первыми международными контактами», — рассказал глава компании Анатолий Кравченко.
Сложнее выходить на международный рынок с БАДами. По словам индивидуального предпринимателя Ады Камневой, которая занимается производством разработанных дальневосточными учеными продуктов из даров моря и тайги, она самостоятельно зарегистрировала в Китае зонтичный бренд Pharma Mare. А вот торговые марки отдельных видов продуктов (сборов, сиропов и прочего), уже известных на внутреннем рынке, они защитила в КНР с помощью центра поддержки экспорта.
«Всем иностранным компаниям, занимающимся поставками пищевой продукции в КНР, нужно пройти регистрацию в системе CIFER, она осуществляется через Главное государственное управление таможенного контроля Китая (GACC). А нам еще нужен сертификат, который выдает Министерство здравоохранения Китая», — пояснила Ада Камнева.
Образцы продукции выставлены в павильоне Приморья в Харбине, он открылся для продвижения приморских товаров. Подобная площадка также действует в Даляне. Там можно попробовать настоящий приморский мед, колбасы, сиропы на основе чаги, приправы, шоколад, оценить образцы промышленных изделий. Ассортимент образцов постепенно расширяется. Расходы на доставку образцов товаров — еще одна мера господдержки, их оплачивает центр поддержки экспорта.
Специалисты рекомендуют позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности до передачи образцов продукции в руки потенциальных партнеров. Всем известно, что китайцы — мастера изготовления копий любых товаров, еще и дешевле оригиналов.
Несколько лет назад некоторые приморские компании столкнулись с тем, что после презентации продукции на выставке в КНР либо после поставки партнерам пробной партии спрос на нее резко прекращался, а на рынке появлялась копия (в такой же упаковке), но дешевле и зачастую другого качества. При попытке пресечь продажи выяснялось, что предприимчивый партнер зарегистрировал торговую марку и является ее законным правообладателем на территории КНР. Из-за этого наши компании несли финансовые и репутационные убытки.
«В Китае в вопросах защиты интеллектуальной собственности действует правило «первой подачи» — кто первым подал заявку на регистрацию, у того и преимущество. Наличие прав на эту ТМ в других странах не имеет значения. Иногда китайцы этим пользуются, регистрируя торговые обозначения крупных компаний для дальнейшей продажи настоящим производителям», — разъяснила директор центра поддержки экспорта Приморского края Наталья Акимова.
К слову, в центре помогают компаниям зарегистрировать ТМ, оплачивая 70 процентов расходов, а пошлину за защиту ТМ в иностранном государстве — полностью.
Недавно на вебинаре с участием специалистов Китая и России предпринимателям рассказали о возможностях бондовой зоны Даляня. Такие специальные экономические территории предоставляют иностранным компаниям налоговые и таможенные льготы. В Китае их начали создавать около 50 лет назад.
Товар можно ввезти в такую зону, хранить до момента продажи и только после сделки оплатить пошлину. При этом предприниматель получает доступ к китайским маркетплейсам. Можно также разместить производство, ввезти сырье (например, сою), переработать на месте в продукт с добавленной стоимостью и продать, получив больше прибыли.
Как отметил руководитель службы представителей АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморья» Леонид Канин, приморских бизнесменов интересуют особенности экспорта в Китай и то, как стать резидентами бондовой зоны. Три предпринимателя уже обратились в центр за помощью в получении этого статуса в Даляне.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail